ГЕНИН Роберт Львович

Genine, Guenine R.

Р. Генин. Конец 1920-х.

11 августа 1884 (с. Высокое Климовичского уезда Могилевской губ., ныне Беларусь) – конец сентября / начало октября 1941 (Москва). Живописец, график, художник-монументалист.

Сын еврейского лавочника Лейбы-Арона Генина. Рано потерял мать. После пожара в доме, случившегося по его вине, жил у деда в деревне Красовичи (ныне Красавичи). Подростком зарабатывал на жизнь как ретушер фотографий. В 1898–1900 учился в Виленской рисовальной школе, в 1900–1902 – в Одесском художественном училище.

В декабре 1902, бросив училище на последнем курсе, уехал в Мюнхен и поступил в школу А. Ашбе. В 1904 перебрался в Париж и поселился в знаменитом «Улье». В 1904–1906 учился в академии Р. Жюльена и посещал высшие курсы социальных наук в Сорбонне. В парижских музеях открыл для себя искусство П. Пюви де Шаванна. Много ездил по Франции, побывал в Италии, где изучал фрески, и в Египте (1905), где после замужества поселилась его сестра.

В 1907 выставил большую картину «Нищий» в Осеннем салоне. Не найдя работу в Париже, вернулся в Мюнхен. Исполнял рисунки и карикатуры, в том числе на русские темы, для журнала «Jugend». В 1910 по заказу Музея Штеттина (ныне Щецин, Польша) создал эскизы стенной росписи на тему «Труд». Мюнхенское издательство «Дельфин» выпустило эскизы в виде альбома из 20 литографий «Фигурные композиции» (1912) с текстом директора музея В. Рицлера.

В 1911 познакомился с русскими членами группы «Der Blaue Reiter» В. В. Кандинским, А. Г. Явленским и М. В. Веревкиной. В 1911–1912 вместе с П. Клее, А. Кубином и др. входил в мюнхенское графическое объединение «Sema». В 1913 провел первую персональную выставку в мюнхенской галерее Thannhauser, которая приобрела все выставленные работы и заключила с ним долговременный контракт. В 1914 персональная выставка прошла в Музее изобразительных искусств в Цюрихе. В том же году стал одним из учредителей Нового Сецессиона в Мюнхене и участвовал в русском отделе Балтийской выставки в Мальмё (Швеция).

С началом Первой мировой войны был на положении гражданского пленного в деревне Трудеринг под Мюнхеном. В 1919 поселился в Швейцарии, в Асконе. Зимние месяцы проводил в Берлине (до 1929), а затем в окрестностях Парижа.

В 1910–1920-е писал лирические портреты и пейзажи, создавал графические серии социальной направленности. Издал портфолио: «Женщина» (1915, 11 литогр.), «Люди» (8 офортов), «Цирк» (7 офортов), «Типы берлинских притонов» (1919, 8 офортов). Исполнил иллюстрации к книгам: «История графа Эрдмана Промница» Я. Вассермана (1921, 9 офортов), «Die Engel mit dem Spleen» К. Эдшмида (1923, 12 литогр.) и «Симфония „Песнь о Земле” Густава Малера» Г. Бетге (1923). Издательство Фр. Гурлита выпустило его книгу воспоминаний «Эскизы и впечатления» (1920, 80 рис. пером и 5 литогр.). В 1920–1930-е исполнил фрески для фасадов общественных и частных зданий в Берлине, Берне и Асконе. Расписывал помещения коммунистических клубов во Франции, создавал монументальные картины и панно, портреты и пейзажи.

Провел персональные выставки в галереях Thannhauser (1917) в Мюнхене, Flechtheim (1922, 1923) и Modern (1927) в Берлине, городских музеях Базеля (1922) и Кёльна (1928), в Париже (1932) и Амстердаме (1933). Участвовал в выставке русского искусства в Ганновере (1921), в русском отделе Международной выставки в Дюссельдорфе (1922), в берлинском Сецессионе и салоне Тюильри в Париже (1918–1928), в групповых выставках в Швейцарии и Австрии (1928–1934).

С 1923 страдал острым воспалением коленного сустава, около десяти лет лечился на курортах. В 1926 совершил поездку на о. Бали (Индонезия), откуда привез много этюдов. Этому путешествию посвящена его книга «Дальний остров» (1928).

В начале 1930-х при посредничестве советского представительства Красного Креста в Швейцарии и посольства в Париже получил советское гражданство и разрешение на переезд в СССР. В 1935 состоялась персональная выставка в галерее Lilienfeld в Нью-Йорке.

В марте 1936 приехал в Москву. В 1937 вел курс фрески и живописи в мастерских «Пролетарская артель» в Мстёре. Работал над росписью павильона «Совхозы» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (не осуществлено). В 1939 был привлечен архитектором Б. М. Иофаном к разработке стенных росписей для Дворца Советов. Подготовил монографию о фреске, которая была приобретена Комитетом по строительству Дворца Советов, опубликовал в советской печати статьи по технике настенной живописи, прочел доклад на эту тему в Московском союзе художников.

С началом войны с Германией попытался записаться в ополчение, но не был принят по возрасту и состоянию здоровья. В сентябре 1941 при дежурстве на крыше дома получил контузию от фугасной бомбы. Через несколько дней покончил жизнь самоубийством в своей мастерской, приняв большую дозу морфия.

В 1974 работы были показаны на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге. В 1977 ретроспективная выставка состоялась в Эслингене (Германия). Представлен в музеях Кёльна, Касселя и Мюнхена. Ряд работ находится в собрании А. Родионова в С.-Петербурге.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 3056. Оп. 1. Ед. хр. 30 (Могилевский А. П. Воспоминания о Роберте Генине. 1956).

* ХРЗ; AI 1/650, 3/619.

Левинсон А. Искусство на Балтийской выставке в Мальмё // Речь. 1914. 27 июня.

Ромм А. Г. О работах Р. Генина // Советское искусство. 1938. № 161. 4 дек.

Северюхин Д. Я. Забытое имя. Художник Роберт Генин (1884–1943) // Антикварное обозрение. 2008. № 3. С. 28–29.

Роберт Генин. В поисках рая: Бали, 1926 / Составитель Алексей Родионов. СПб., 2013.

Fierens P. Guenine // Formes. 1931. N 19. P. 157.

Salmon A. Deux peintres: Guenine et Kisling // Bravo. 1932. 1 Jan. Р. 46.

Genin: [Catalogue]. Lilienfeld Galleries. New York, [1935].

Robert Genin. Ausstellunskatalog der Kunstgalerie Esslingen, 1977.

Wilhelmi Cr. Künstlergruppen in Deutschland, Österreich und Schweiz seit 1900. Ein Hanbuch. Stuttgart, 1996.

Сочинения:

Автобиография художника Роберта Львовича Генина: [Машинопись. Собрания Д. Северюхина, А. Родионова].

О подготовке к росписи Дворца Советов // Искусство. 1939. № 4. С. 125–129.

Настенная живопись и ее техника // Архитектура СССР. 1939. № 6. С. 26–27.

Wie ich zum erstenmal malen sah // Künstlerbekenntnisse. Briefe / Tagebuchblätter / Betrachtungen heutige Künstler. / Hrsg. P. Westheim. Berlin, s.a. S. 261–263.

Skizzen und Erinnerungen. Berlin: Gurlitt, 1920.

Die ferne Insel: Aufzeichnungen von meiner Fahrt nach Bali in Wort und Bild. Berlin, 1928.

Альбомы и иллюстрированные книги:

Figürliche Kompositionen. München: Delphin, 1912.

Die Frau. München, 1915.

Lithographisches Skizzenbuch. München, 1916.

Menschen. Berlin: Gurlitt, s.a.

Zirkus. Berlin: Gurlitt, s.a.

Typen aus Berliner Spelunken. Berlin: P. Cassirer, 1923.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Алексею Родионову (Санкт-Петербург) за ценные уточнения и дополнения.

Дата ввода:

28.02.2013