СТАБРОВСКАЯ (урожд. Янишевская) Юлия Онуфриевна

Stabrowska (née Janiszewskie) Julia

12 февраля 1869 (Ковно, ныне Каунас, Литва) – 20 сентября 1941 (Зомбки, Мазовецкое воеводство, Польша). Скульптор.

Дочь надворного советника Онуфрия Янишевского и Александры Битны-Шляхто. В возрасте четырех лет потеряла отца и с этого времени находилась под опекой своего дяди Антония (Антона) Битны-Шляхто, действительного статского советника, жившего в С.-Петербурге. Окончила Рождественскую женскую гимназию, (в настоящее время гимназия № 157), после чего в 1886 поступила в Рисовальную школу ИОПХ. В 1892, после четырех лет обучения там, с согласия дяди поступила на скульптурное отделение ИАХ. Учеба, несколько раз прерываемая отпусками по состоянию здоровья, продолжалась почти 10 лет. Училась у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева.

В 1900 на ученической выставке представила скульптуру «Гоплана» (по мотивам Юлиуша Словацкого) и эскиз к ней. Дипломную работу, скульптуру «Лелум-Полелум» (русское название «Последние венеды») высотой 278 см, выполнила под руководством Беклемишева. Работая над ней пользовалась стипендией имени А. Г. Веницианова (1900–1901). Эта работа, вдохновленная образами трагедии «Лилла Венеда» Словацкого, была стилистически близка академическим композициям Залемана, например, скульптуре «Кимвры» (1889, Государственный Русский музей). В этом произведении академический конвенционализм соединяется со стремлением передать эмоции и романтический пафос. Скульптура была представлена в 1901 на выставке работ выпускников ИАХ и принесла автору звание художника.

Во время учебы познакомилась с живописцем Казимиром Стабровским, с которым обвенчалась 15 сентября 1902 в храме св. Екатерины и спустя год уехала в Варшаву. В 1903 на выставке в варшавском Обществе поощрения изящных искусств (ОПИХ) представила дипломную работу и композицию «Гоплана», также вдохновленную поэзией Словацкого. Скульптурой занималась главным образом в имении Длужнево в Витебской губернии (в наст. время Lūznavas muiža, Латвия), арендованном у Евгении и Станислава Кербедзей. Создавала скульптуры (в частности «Портрет Ванды Семашко», «Неофит», «Умирающая химера»), в которых уже окончательно исчезли признаки академизма, а их место заняла стилистика модерна, близкая искусству скульпторов Вацлава Шимановского (1859–1930) и Константина Лящки (1865–1956). После 1909 не принимала участия в художественной жизни. В 1915, в связи с военными обстоятельствами, Стабровские вновь оказались в Петрограде.

25 июля 1918 вместе с мужем она вернулась в Варшаву; дорожные документы получила от Центрального гражданского комитета Царства Польского. В середине 1920-х предприняла последнюю попытку вернуться к творчеству. В ОПИХ на выставке работ мужа (1925) и на экспозиции Объединения польских художников (1927) представила скульптуру «Шаман». После смерти мужа заботилась об упорядочении и сохранении его наследия. До 1936 жила у архитектора и реставратора Оскара Сосновского (1880–1939), позднее в местечке Зомбки возле Варшавы.

Детей не имела. Похоронена в Зомбках. Большинство работ погибло в революционное время. Из наследия сохранилась лишь ее скульптура «Лелум-Полеум», серьезно поврежденная в 1954 (Национальный музей в Варшаве), одна майоликовая плитка и глазурованная вазочка (коллекция семьи). Сохранились и написанные мужем портреты Стабровской (в том числе «Портрет невесты Юлии Янишевской», 1896, част. коллекция; два «Портрета жены», 1907 и 1908 – оба в Национальном музее в Варшаве).

Библиография:

Julia Janiszewska (Stabrowska). «Lelum-Polelum». 1901 (fot.) // Tygodnik Ilustrowany. 1903. II. S. 950.

Kazimierz Stabrowski. «Portret żony». 1903 (fot.) // Tygodnik Ilustrowany. 1903. II. S. 944.

Julia Stabrowska – zapomniana rzeźbiarka // Rocznik Muzeum Narodowego w Warszawie. 1983. T. XXVII. S. 265-287.

Julia Stabrowska // Polscy uczniowie Akademii Sztuk Pięknych w Petersburgu w XIX i na początku XX wieku. Katalog Wystawy. Warszawa, 1989. S. 210-211.

Skalska-Miecik L. Stabrowska Julia // Polski słownik biograficzny. Warszawa-Kraków, 2002. T. 49. S. 271-272 (bibliografia).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

06.02.2017