ЦЕРКОВЬ СВТ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА. Котка, Финляндия

Pyhän Nikolaoksen kirkko

Церковь свт. Николая Чудотворца. Котка, Финляндия.

Город Котка, насчитывающий 55 тысяч жителей, расположен в устье реки Кюмийоки, связанной с крупными финскими озерами. Только в 1879 он получил городские права. Благодаря удобной и большой гавани Котка в наши дни крупнейший порт Финляндии по экспорту грузов, особенно лесоматериалов.

Церковь свт. Николая Чудотворца – самое старое здание в городе. Это – бывшая воинская церковь крепости Роченсальм, предшественницы города. Крепость и военно-морской порт были основаны после заключения в 1743 Абоского мирного договора со Швецией, по условиям которого государственная граница России прошла по реке Кюмень (Кюмийоки). Укрепления на этом месте стали особенно активно возводиться после морских сражений шведского и русского флотов у Роченсальма в 1789 и 1790 гг..

Знаменитый А. В. Суворов, руководивший постройкой крепости по поручению Екатерины II, позаботился также о духовных потребностях жителей: он на свой счет приобрел церковные облачения и выписал из Петербурга регента, чтобы обучать солдат клиросному пению.

Сведения о первых церквах Роченсальмской крепости очень скудны и несколько противоречивы. Известно, что в начале XIX века в ее окрестностях существовали две деревянные церкви: Божией Матери «Всех скорбящих радости» (1796–1797) – при морском госпитале и Успенская (1805) – при военно-полевом госпитале на Кюмени. В 1792 в самой крепости была построена временная деревянная Никольская церковь, для которой иконостас и убранство, включая три колокола, были взяты из флотской церкви, заготовленной в 1788 для кораблей Средиземноморской эскадры.

В 1790-х в Роченсальме (по-фински Руотсинсалми – «Шведский залив») были возведены уже 30 домов, казармы на 4000 человек и вместительные пакгаузы. В крепости, кроме крупного гарнизона и матросов гребного флота, имелось и гражданское население: семьи офицеров, маркитанты, чиновники, ремесленники и другие. В 1801 число русских достигло 8000 человек.

Вел. кн. Константин Павлович, привезший в крепость в 1795 штандарт Императрицы Екатерины II, обратил внимание на ветхость Никольской церкви и дал указание выстроить из камня новую. 26 января 1798 последовал указ Павла I: «построить оную каменную, но с тем чтобы сооружение церкви оной не превышало двадцати тысяч рублей, то есть имеющуюся при Адмиралтействе и портах наличную церковную сумму».

Проект церкви был поручен архитектору Адмиралтейства Якову (Жаку) Перрену, который представил два варианта – деревянной и каменной церкви. Был одобрен проект каменной церкви, «близкосходствующий» (но только в колокольне) Троицкому храму, выстроенному Перреном в Галерной гавани в Петербурге. Руководить строительством поручили главнокомандующему гребным флотом адмиралу П. И. Пущину. Подрядчиком стал выборгский купец Йоаким Сутгоф, владелец кирпичного завода, который 3 сентября 1799 взялся возвести храм за 34 500 руб. (истратили меньше 25 500). Он поручил работы купцу Фокину из Осташкова. По решению командира крепости, адмирала маркиза де Траверсе место для двухпрестольного храма было отведено рядом с прежней, вскоре разобранной церковью.

Освящение здания состоялось 14 сентября 1801, хотя не все строительные работы были к тому времени закончены. Их завершил архитектор Л. И. Миллер, ибо в 1799 Перрен умер. Спешка была вызвана предполагаемым приездом Императора Александра I, но он состоялся только в 1803 году. Чин освящения совершил глава Финляндского Духовного правления прот. Феодор Логаневский. По окончанию русско-шведской войны 1808–1809 строительство продолжились, и вторично храм был освящен 6 декабря 1809, после чего передан в епархиальное ведомство. Из-за спешки не все было сделано качественно и поэтому уже в 1826 генерал-губернатор А. А. Закревский извещал Св. Синод о необходимости ремонта храма, оценивая его в 10 тыс. руб.

Роченсальмский храм всегда привлекал внимание историков. Покойный архитектор И. Н. Кудрявцев, автор трех православных церквей в Финляндии, так описывает архитектуру здания: «План храма – ярко выраженный продолговатый, так называемый латинский крест, у которого три торца украшены портиками римско-дорического ордера. Центр храма увенчан обширным куполом, в барабане которого прорезаны простые, продолговатые окна без каких-либо наличников… храм принадлежит к эпохе, называемой “Екатерининской классикой”, когда увлечение творчеством итальянского архитектора Палладио породило стиль, который зачастую зовут “русским палладианством”. Общая игра объемов, их сильная расчисленность создает впечатление богатства архитектурных форм при относительной простоте деталей. Прекрасные пропорции всего здания и изысканный рисунок колокольни свидетельствует о большом мастерстве автора.

Войдя внутрь, еще раз убеждаешься в исключительном мастерстве автора. Совершенство пропорций и деталей бесспорно. Храм внутри более вместителен, чем это кажется снаружи. Кроме того, в притворе по трем сторонам имеются обширные “хоры”, на которые ведет лестница из вестибюля под колокольней. Хоры покоятся на рядах дорических колонн, делящих притвор на три нефа. Колонны без баз, относительно грузных пропорций, с характерной “шейкой” утончения под капителями, что выдает интерес автора к архитектуре Эллады. Все четыре арки по сторонам центрального подкупольного пространства опираются на спаренные колонны аналогичного типа с теми, что имеются в притворе под хорами».

Иконостас имеет полуциркульную форму и украшен колоннами ионического ордера. Он окрашен в зеленый тон, орнаменты и профили позолочены. Все образа написал в академическом стиле И. Ф. Тупылев из Петербургской Академии художеств. Версия, согласно которой автором был французский художник Эрик Принкет, военнопленный, работавший чертежником при строителе крепости генерал-майоре Ж.-А. Прево де Люмиане, не подтверждается. В 1990-х в Военно-морском архиве в Петербурге был обнаружен чертеж иконостаса, подписанный Л. И. Миллером, учеником знаменитого В. И. Баженова. Иконостас был изготовлен в Петербурге охтинскими резчиками и в Роченсальм доставлен 29 августа 1801 через Кронштадт.

В 1809 Финляндия вошла в состав Российской Империи и крепость Роченсальм, как и другие укрепления в устье реки Кюмийоки, утратила свое стратегическое значение. В связи с этим ее гарнизон был сокращен до 400 человек.

Крымская война потрясла провинциальную жизнь городка. С появлением в Финском заливе объединенной англо-французской эскадры командование крепости приступило к ее эвакуации. Протоиерей церкви о. Николай Черновский получил приказ вывести ценное имущество храма в Фридрихсгам. Храм закрыли и опечатали.

14 июля 1855 вражеский флот из 14 кораблей вошел в гавань и приступил к уничтожению не только укреплений, но и городских строений. От бушующего огня уцелело одно здание – Никольская церковь. Согласно преданию, ее спасла оставшаяся в крепости вдова полковника Мария Феодоровна Пурпур. Когда матросы неприятельских судов пришли поджигать здание, полковница, которой было 84 года, преградила им дорогу. Отважную вдову нашли через несколько дней мертвой на кладбище, среди могил.

Роченсальм был сожжен, его жители разбежались, богослужения в храме прекратились. Но с окончанием войны стал строиться новый город – Котка, и в 1869, после ремонта, храм вновь открылся, но он уже принадлежал не морскому ведомству, а епархии. До открытия священник приезжал из Фридрихсгама и служил на дому, ибо в городе проживало всего 40–50 православных.

Когда в 1894 здании потребовался новый ремонт, архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский) направил в Синод письмо с озабоченностью по поводу того, что храм «пришел в совершенную ветхость». Архиепископ напомнил, что «храм является памятником православно-русского дела в иноверной и иноплеменной Финляндии, в ограде которого покоится несколько адмиралов русского флота». Расходы на ремонт исчислялись в 8000 руб. Ремонт завершился освящением здания 20 августа 1895 архиепископом Антонием.

Самостоятельный Коткинский приход основан в 1896, но открыт в 1913 и был в основном русским. Летом в церкви часто молились моряки с военных судов, стоявших на рейде. В приходе действовала хорошо организованная церковная школа.

В Никольской церкви много предметов, имеющих историческую и художественную ценность. Интересен, например, образ свт. Николая Чудотворца, изображенного на фоне Роченсальмской гавани с кораблями на рейде. У ног святого видна местная церковь. Предполагается, что образ написан в память Роченсальмского сражения тем же художником, который создал иконы в иконостасе. В красивых золоченых киотах находятся иконы Покрова Пресвятой Богородицы и икона в память спасения Императора Александра II от двух покушений. Эти иконы и киоты подарены в 1869 коммерции советником И. П. Синебрюховым. Хрустальное паникадило, которое сейчас украшает интерьер, было пожертвовано еще в 1796 Императрицей Екатериной II.

В настоящее время в Коткинском приходе около 900 зарегистрированных членов. Его настоятелем служит прот. Вейкко Лисицын (Лиситсин). Кроме храма на территории прихода действуют: часовня Казанской Божией Матери в г. Ловиса (до революции здесь долго существовала гарнизонная церковь) и часовня Покрова Пресвятой Богородицы на местном православном кладбище.

В 5 км от Котки у порогов Лангинкоски находится построенный в 1889 небольшой деревянный рыбачий домик-музей, связанный с именем Александра III, который почти каждое лето приезжал в него с семьей, чтобы ловить лососей в реке Кюмийоки. На острове около домика выстроена маленькая часовня, украшенная тремя иконами.

Адрес: Kymenlaaksonkatu, 2, FIN-48100 Kotka

Библиография:

* РГИА. Ф. 796. Оп. 73. Д. 126; Оп. 150. Д. 1387. Л. 147–148; Ф. 797. Оп. 2. Д. 5279; Ф. 799. Оп. 17. Д. 41; Оп. 26. Д. 678; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 2. Д. 268; Котка. Архив православного прихода.

Бородкин М. Война 1854–1856 на финском побережье. СПб., 1904.

Петербургские чтения 98–99. СПб., 1999. С. 482–486.

Palmberg H. Ruotzinsalmi. Blad ur Kotkanejdens äldre historia. Kouvola, 1931.

Rosen R. Kotkan esivaiheet // Leo Anttila u np. Kotkan historia. Helsinki,1953.

Aamun Koitto. 1970. № 30. S. 460–461.

Uskon viesti. 1979. № 6, 7.

Immonen O., Hyvönen B., Thomenius K., Nikkanen H., Miettinen T., Backström R. Kotkan Pyhän Nikolauksen kirkon historia. Pieksämäki, 1993.

География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

25.12.2013