ВИВДЕНКО (в первом браке Белокопытова, во втором – Клапье де Колонь, лит. псевд. де Клапье) Ольга Михайловна

Vivdenko, Wivdenko (en premières noces Belokopytov, en deuxièmes noces Clapiers de Collongues) Olga

1892 (Киев) – не ранее 1974. Живописец, сценограф и литератор.

Дочь нотариуса. Детство провела в Киеве и в Крыму, в семейном имении в Новом Симеизе. В ранней юности изучала историю искусств и литературу в Дрездене. В 1910 окончила Фундуклеевскую женскую гимназию в Киеве. Год провела в Париже, где жила в семье знаменитого биолога И. И. Мечникова. Занималась в академии Гранд Шомьер и слушала курс истории в Сорбонне. По возвращении в Россию поступила на Высшие женские (Бестужевские) курсы в С.-Петербурге – на юридическое, потом на историко-филологическое отделение. Весной 1912 заболела туберкулезом, лечилась за границей. В 1913 познакомилась с кнг. М. К. Тенишевой и под ее руководством изучала технику эмали. В годы Первой мировой войны работала сестрой милосердия.

В 1919 выехала из Крыма в Константинополь. В 1920-е работала в археологических экспедициях в Болгарии и Египте, исполняла зарисовки фресок, мозаик и древних драгоценностей для американских заказчиков. Позже перебралась во Францию и поселилась в Париже. Вышла замуж за своего крестника Николая Николаевича Белокопытова (брата художницы Ольги Мечниковой, супруги И. И. Мечникова). Брак завершился разрывом и самоубийством мужа (1929).

Занималась живописью, декоративно-прикладным искусством (декоративные панно, эмаль, мозаика) и сценографией, работала для театра Comédie-Française. С 1927 входила в общество «Икона».

Участвовала в выставках в парижских салонах: Осеннем (1932, 1933, 1935), Независимых (1930-е, затем 1949–1953), Общества французских художников, Художников-декораторов, Колониальном (1944), в Международной выставке декоративных искусств (1925), Всемирной выставке в Париже (1937), а также в выставках в Софии и Праге. Жертвовала свои картины для благотворительных лотерей в пользу Московского землячества в Париже (1936–1938).

В 1953 поселилась в Мадриде.

С середины 1930-х в течение многих лет работала над живописным циклом «Женщины трагической судьбы» («Femmes aux destinées tragiques»). Исполнила символические портреты в манере старого византийского письма Сафо, Электры, Офелии, Мари Стюарт, св. кнг. Ольги, царевны Софьи, Марфы-Посадницы, императрицы Александры Федоровны и др. Выпустила книгу-альбом «Женщины трагической судьбы» с репродукциями своих картин (1970). Написала иконы Владимирской Богоматери, Рождества Христова, особо почитаемую в Испании икону Валенсианской Богородицы Отверженных, создала иконописное изображение цесаревича Алексея.

Провела более десяти персональных выставок в Мадриде и Барселоне, а также выставку в Нью-Йорке (1955).

В 1960-е была инициатором первых постановок пьес Н. Н. Евреинова в Испании. Автор мемуаров «Книга о любви и семи смертях» и нескольких романов. Публиковала прозу и воспоминания в журнале «Возрождение» (1959–1974), в газетах «Русская жизнь» (Сан-Франциско) и «Русская мысль» (1954). Участвовала в сборнике воспоминаний «Наша дань Бестужевским курсам: Воспоминания бывших бестужевок за рубежом» (Париж, 1971). Печаталась под псевдонимом Ольга де Клапье.

С юных лет была дружна с петербургским краеведом Н. П. Анциферовым, который посвятил ей страницы своих мемуаров.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 982. Оп. 1. Ед. хр. 349, 381 (Переписка О. М. Вивденко и А. А. Евреиновой, каталоги выставок).

* Булгаков; РЗФ; ХРЗ.

Эмерик-Боцарис Е. В Мадриде: Выставка Ольги Вивденко // Русская мысль. 1963. 2 марта. С. 7.

Art Digest. 1955. Vol. 29, March 1. P. 31.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

21.02.2013