КЕТОВ Иван (Кетофи Джованни) Константинович

Chetoffi (Chetofi, Ketoff) Ivan (Giovani)

4 апреля 1916 (Рим) – ? (Милан?). Живописец, художник-монументалист, иллюстратор и литературный переводчик.

Сын сбежавшего за границу из восточно-сибирской ссылки эсера Ивана Андреевича Крейнерта (партийный псевдоним Константин Михайлович Кетов, 1880–1948), который в эмиграции стал журналистом. Мать – Зинаида, урожд. Федотова, занималась живописью, дружила с художниками «Бубнового валета», была знакома с М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой, которые потом были частыми гостями семьи в Риме.

Окончил курсы сценографии Витторио Грасси в Римской Академии художеств. Участвовал в оформлении спектакля «Трактирщица» Гольдони, поставленного Антоном Джулио Брагалья в Театре Независимых. Примкнул к движению футуристов, был дружен с Доменико Белли и Аугусто Фавалли, которые познакомили его с художником и теоретиком футуризма Энрико Прамполини. В 1933 участвовал в Первой национальной выставке футуристического искусства в Риме, а в следующем году – во Второй международной выставке колониального искусства в Неаполе. В 1934 вместе с Белли и Себастьяно Карта выставлялся в галерее Брагалья, в 1935 вместе с Джино Гони и Бруно Тано – в Адриатическом кружке в Риме. В 1930-е и позже иллюстрировал книги для детей и юношества.

В 1938 получил патент летчика и стал участником движения «аэроживописи» под итальянизированным именем Кетофи. Писал пейзажи с воздуха, сцены воздушных боев, абстрагированные образы воздушного пространства. Участвовал в выставке Аэро-футуристической живописи, организованной в 1937 в Риме Министерством военно-воздушных сил, в III и IV Квадриеннале национального искусства (в 1939 – с картинами «Аэроживопись 200 метров над уровнем моря», «Пролетая над озером» и «Аэропейзаж»; в 1943 – с картинами «Ночная воздушная бомбардировка Хайфы», «Аэродинамизм» и «Воздушный бой»). В 1938–1942 представлял свою аэроживопись на Венецианской бьеннале и на выставках, организованных Ф. Т.Маринетти.

С началом Второй мировой войны был направлен в район Эгейского моря. На о. Родос исполнил цикл фресок для штаба военно-воздушных сил (погибли во время войны) и большую композицию в духе аэроживописи для абсиды церкви, возведенной в Гадурра архитектором Джанни Маццокка. С сентября 1943 по июля 1945 содержался как интернированный в Швейцарии.

После войны поселился в Милане. Провел персональные выставки в галереях Bolzani (1946), Naviglio (1950) и La colonna (1958). Выставлялся также в Падуе (1948) и Риме (галерея dell'Incontro, 1958), участвовал в конкурсах на премии Вадо Лигуре (Vado Ligure, 1954), Шипионе и Судзара (Scipione e Suzzara) и в VII Квадриеннале национального искусства в Риме (1955). В 1968 после долгого перерыва провел персональную выставку в галерее Il vertice в Милане.

Занимался литературным переводом. В сотрудничестве с Марио Де Микели перевел на итальянский поэмы В. В. Маяковского «Хорошо» и «Владимир Ильич Ленин» для издательства Feltrinelli (1956).

Библиография:

Талалай М. Российский некрополь в Италии. М., 2014. С. 350.

Бертеле М. Иван Кетов [Электронный ресурс] // Русские в Италии. URL: http://www.russinitalia.it/dettaglio.php?id=428 (дата обращения: 01.01.2016).

Произведения:
Связи:
География:
Источник:

Бертеле М. Иван Кетов // Русские в Италии.

Дата ввода:

30.09.2014