МАЛЬЦЕВ Григорий Павлович

Maltzeff Gregorio

Г. П. Мальцев в своей мастерской. Фото начала 1950-х. (Из архива семьи Мальцевых).

1/14 ноября 1881 (д. Талашманово Гороховецкого уезда Владимирской губ.) – 10 марта 1953 (Сполетто, Умбрия, Италия). Живописец, резчик по дереву, иконописец.

Из крестьянской семьи, сын деревенского портного. Учился в Речном училище в Нижнем Новгороде, по окончании которого в 1900 переехал в Астрахань, куда переселились родители. До 1902 работал рулевым на пароходе «Лопарь», принадлежавшем Эммануилу Нобелю. В 1900 участвовал в выставке астраханских художников и начал заниматься в рисовальных классах Астраханского художественного кружка у П. А. Власова, выпускника ИАХ. Осенью 1902 приехал в Санкт-Петербург и поступил в студию живописи академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского, где учился до 1906. В 1908 поступил вольнослушателем в ИАХ, сначала в мастерскую И. Е. Репина, затем — В. Е. Савинского. В годы учебы был дружен с семьей Нобеля, которая ему покровительствовала, лето проводил на даче Нобелей в Финляндии, в Виипури (ныне Выборг).

Писал картины на исторические темы, которые неоднократно отмечались академическими наградами: «Петр I в Астрахани в 1711 году» (1908), «Татарское иго в России в XIII веке» (1909), «Понизовая вольница» (1910; хранится в Астраханской государственной картинной галерее им. П. М. Догадина, куда была передана в 1939 из ГРМ). В 1913 написал картину «Митрополит Алексий исцеляет от слепоты ханшу Тайдуллу в Золотой Орде», материалы для которой собирал в Астраханских степях, о чем позднее рассказал в своих воспоминаниях. Прообразом ханши Тайдуллы послужила Мария Флоровна Азарова, его будущая жена. В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство. В январе 1914 вместе со своей невестой выехал в Италию. В Риме в ателье на Виа-дель-Корсо написал отчетную картину «Святая Агнесса» (1915), которую не смог отправить в Петроград из-за начавшейся войны (местонахождение неизвестно). Был организатором и участником большой выставки в Русской библиотеке-читальне им. Н. В. Гоголя в Риме (март 1917).

После 1917 остался без финансовой поддержки Академии художеств, брался за любые заказы: писал случайные портреты, занимался резьбой по дереву, изготавливал изделия прикладного искусства в русском стиле. Начал изучать технику средневековой русской темперной живописи и писать иконы. Помогал устраивать выставки-продажи произведений художников-соотечественников в Лавке русского искусства и в Русской библиотеке-читальне, где работал библиотекарем.

В 1925 участвовал в выставке, посвященной открытию нового здания Дворца искусств в Риме. Представленная на ней работа «Плот на Волге» (1924–1925) была приобретена музеем г. Пьяченце. Под влиянием русского иезуита о. Николая Бока принял католичество. В 1926 выполнил роспись часовни Иезуитского института в Риме.

Со второй половины 1920-х писал портреты. Среди его заказчиков — адвокаты, врачи, военные, члены королевских семей Италии и Англии. Автор портрета русского католического экзарха о. Леонида Федорова.

В 1935 по заказу Папской коллегии Руссикум, готовящей католических священников византийского обряда, создал проекты иконостасов для церкви Св. Антония и часовен коллегии и написал несколько десятков икон. По окончании работ был удостоен аудиенции с Папой Пием XI. В дальнейшем как резчик создавал иконостасы и писал иконы для храмов Италии, Болгарии, Испании, США, Колумбии.

В 1940 участвовал в выставке русских художников на вилле Мальта в Риме (via di Porta Pivciana) вместе с П. М. Софроновым, В. Д. Фалилеевым и Е. Н. Качура-Фалилеевой. Три из пяти экспонированных работ сюжетно были связаны с Волгой: «Плот», «Город на Волге», «Казаки на Волге». В годы Второй мировой войны жил и работал в Рокка Приора (окрестности Рима). В 1949 на Мальте восстановил созданный им же (1939) иконостас церкви Санта Мария Дамаскена.

Скончался в Сполетто, где жил его сын — врач местного госпиталя. Похоронен на кладбище Paese delle Fiabe.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1906. Д. 104; ОР ГРМ. Ф. 114. Ед. хр. 67. Л. 3-26 (Письма Г. П. Мальцева к В. Е. Савинскому. 1914–1922).

Биография Г. П. Мальцева, составленная дочерью художника Варварой Григорьевной Мальцевой. Рим, 1993 [Рукопись].

Петрова Г. Н. Творчество и судьба // Волга (Астрахань). 1996. № 8, 9 (22728, 22729).

Петрова Г. Н. Художник из легенды // Факел: Альманах (Астрахань). 1999. № 2-3 (10). С. 95-103.

Петрова Г. Н. Мальцев Г. П. // Астраханская Государственная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева. М., 2002. С. 44

Петрова Г.Н. Григорий Мальцев – художник из легенды. Одесса, 2007.

Коновалов Э. Г. Мальцев Г. П. // Новый полный биографический словарь русских художников. М., 2008. С. 329.

Lucia Vinci: A. Rocca Priora: Crigorio Maltzeff, il pittore della legenda! Castelli Romani. 2007. № 6. Novembre / Dicembre. С. 163-165.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

19.07.2011