БРАИЛОВСКАЯ (урожд. Шмидт) Римма Никитична

Brailovsky (née Sсhmidt) R.

Р. Н. Браиловская

14/26 апреля 1877 (Дерпт, ныне Тарту, Эстония) – 28 сентября 1959 (Рим). Живописец, художник прикладного искусства.

Дочь Никиты Кондратовича Шмидта (Шмита, 1833–1898) – ярославского губернатора (1878–1880), тайного советника и сенатора; мать – Мария Николаевна Харламова. В первом браке (1890–1893) жена гвардейского поручика Ф.К. Мейера, во втором носила фамилию Франк.

В 1898 вышла замуж за художника и архитектора Л. М. Браиловского и поселилась в Москве. Писала пейзажи и жанровые сцены маслом и темперой. Создала серии акварелей по мотивам сказок А. С. Пушкина: «Сказка о мертвой царевне» (1907) и «Сказка о царе Салтане» (1915). Исполняла художественные вышивки, гобелены и декоративные панно. Организовала ателье художественной вышивки в Хлудовском тупике. Участвовала в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1899, 1902–1905), МОЛХ (1899, 1904), МТХ (1909, 1912–1913, 1915 и 1916), Нового общества художников (СПб., 1909–1915), Московского общества художниц (1916), «Современная живопись» (М., 1913 и 1915/1916), «Художники Москвы – жертвам войны» (1915), Картин русских художников старой и новой школы (М., 1915) и др.

В 1917 выехала с мужем в Крым. Участвовала в выставках в Ялте. В 1918 через Константинополь попала в Белград. Помогала мужу в работе в Народном театре, участвовала в оформлении опер «Царская невеста» и «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, «Кармен» Ж. Бизе, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, драмы «Ричард III» и «Король Лир» Шекспира, «Найденыш» Б. Нушича.

В 1924 супруги поселились в Риме, где приняли католичество и стали прихожанами храма св. Антония Великого при Папской коллегии Руссикум. Квартира Браиловских в Риме была русским культурным центром, где регулярно проходили собрания для соотечественников, читались лекции и проводились дискуссии. Здесь супруги неоднократно устраивали свои выставки.

В 1920–1930-е в соавторстве с Браиловским исполнила цикл стилизованных картин «Видения Старой России». Участвовала в выставках во многих городах Европы, в том числе в выставках русского искусства в Париже (Devambez, 1921) и Белграде (1930). В 1929 провела совместную с мужем выставку в римской галерее Fiamma; в 1930 их совместная выставка прошла в парижской галерее W. Hirshman. В 1932 в Папском Восточном институте была устроена выставка 40 картин Браиловских, воспроизводящих памятники русского религиозного искусства. Эта коллекция была подарена папе Пию XI и размещена в музее Петрианум (здесь в 1935 состоялась их выставка) и частично в Папской коллегии Руссикум. При участии княгини Марии Радзивилл в 1933 был издан иллюстрированный каталог работ Браиловских и выпущены три комплекта открыток.

В 1945 спасала русских эмигрантов-невозвращенцев от выдачи советской репатриационной комиссии.

Похоронена рядом с мужем на римском кладбище Верано.

Библиография:

* РЗФ; ХН СССР 2/59; ХРЗ.

Ежегодник Общества архитекторов-художников. 1909. Вып. 4. С. 20; 1910. Вып. 5. С. 27 (ил.).

Аполлон. 1910. № 5. С. 65.

Искусство и жизнь. 1915. № 4. С. 86.

L. and R. Brailovsky: Vision of Old Russia // The Studio. 1926. Vol. 91. P. 230–235.

Art News. 1927. Vol. 25, Apr. 12. P. 9–10.

The Studio. 1928. Vol. 95. P. 446–449.

Rimma Nikitična Brailovskaja // Русские в Италии.

Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012