МАЗУРОВСКИЙ Виктор Викентьевич

Mazurowski Wiktor

В. В. Мазуровский. Рим.

1859 (Варшава) – 6 августа 1944 (там же). Живописец.

Сын тюремного надзирателя Викентия (Винсента) Мазуровского и актрисы Йозефы Погоржельской. Начальное художественное образование получил в Варшавской рисовальной школе у Войцеха Герсона. В 1878 приехал в Петербург и поступил вольнослушателем в ИАХ (со 1879 – ученик). Учился в классе батальной живописи у Богдана Виллевальде. В годы учебы получил две 2-е серебряные медали (1881), 1-ю серебряную медаль (1883), две 2-е золотые медали (1885) и 1-ю золотую медаль со званием классного художника 1-й степени (1888; за программу «Дело лейб-гвардии Гусарского Е.И.В. полка при укрепленном селении Телище 2 октября 1877 г.»). В 1890–1894 в качестве пенсионера побывал в Париже, Мюнхене, Италии, Испании и в скандинавских странах.

По возвращении из-за границы служил художником в различных подразделениях Русской армии. Получил известность как автор сцен Русско-турецкой войны (1877–1878), а также исторических сражений Петровской и Наполеоновской эпох. Писал также сцены охоты и пейзажи Петербурга. В 1890–1900-е участвовал в выставках «Независимых» и Санкт-Петербургского общества художников. Провел персональные выставки в варшавской галерее Zachęta (Zachęta Narodowa Galeria Sztuki; 1885, 1901, 1913), а также во Львове (1894) и Кракове (1896). Работы репродуцировались на почтовых открытках.

В 1904–1905, во время Русско-японской войны, состоял при дивизионе конных разведчиков штаба главнокомандующего, создав обширный цикл зарисовок военных действий и армейского быта в Манчжурии. Серия, составляющая около 70 работ, в 1907 была показана на выставке в Петербурге, а затем, по просьбе императора Николая II, – в Царском Селе. Некоторые работы были воспроизведены на изделиях Императорского фарфорового завода. Тогда же (1907) стал одним из основателей Польского общества любителей изящных искусств в Санкт-Петербурге.

В 1907 написал ряд картин, посвященных революционным волнениям в Петербурге и Варшаве, в том числе картину «Очистка площади», которая попала в поле зрения цензуры и была арестована полицией на выставке Санкт-Петербургского общества художников в Пассаже.

В годы I Мировой войны опять в качестве художника был на фронте, создав выразительные образы русской кавалерии и пехоты.

В 1917 вернулся в Петроград, где до 1924 работал художником в Военном музее (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи).

В 1924 выехал в Польшу по праву уроженца этой страны. В том же году провел в Варшаве персональную выставку (галерея Zachęta), на которой, среди прочего, показал работы, связанные с Советско-Польской войной 1919–1920 годов.

В 1927 уехал в Италию и до 1939 жил в Риме. С 1936 состоял там членом Общества польских художников «Капитолий». Продолжал писать исторические батальные сцены и военные парады, а также портреты и жанровые сцены. Исполнил серию пейзажей Туниса. В 1936 провел в Риме персональную выставку.

В 1939 вернулся в Польшу. Во время Варшавского восстания (1944) был убит на улице выстрелом в голову солдатами русской дивизии СС «РОНА». Одновременно была убита и его жена – пианистка Ядвига Ивановская-Залеская (состояли в браке с 1911).

Работы хранятся во многих музейных коллекциях, в том числе в ГРМ и ГТГ.

Библиография:

* Кондаков.

Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург. Рынок и самоорганизация художников от начала XVIII века до 1932 г. СПб., 2008 (указ.).

Смирнова Т. Польские общества в Санкт-Петербурге. Конец XIX – начало ХХ века. СПб., 2013. С. 143.

Wiktor Mazurowski // Wikipedia.

Произведения:
География:
Составители:
Дата ввода:

28.02.2014