НОАКОВСКИЙ Станислав Владиславович

Noakowski Stanisław Witold

С.В. Ноаковский

26 марта 1867 (г. Нешава, Варшавская губ.) – 1 октября 1928 (Варшава). Архитектор-художник, акварелист, педагог.

Сын Владислава Эдварда Ноаковского (1827–1879) и Элеоноры, урожденной Сандомерской (1839–1910). Имел брата Владислава, сестер Зофью и Стефанию.

По окончании шести классов реального училища в г. Влоцлавек (1884) и седьмого класса в г. Лович (1886) поступил на архитектурное отделение ИАХ в С.-Петербурге (зачислен 29 августа 1886). С четвертого курса учился в мастерской проф. Леонтия Николаевича Бенуа. В 1890 получил малую серебряную медаль за проект великокняжеского охотничьего дворца, в 1891 – большую серебряную медаль за проект каменного Летнего театра на 500 мест, в 1893 – малую золотую медаль за проект «Гостиница для приезжающих в столицу», 5 ноября 1894 – звание классного художника 1-й степени с правом заграничного пенсионерства.

В годы учебы жил на Васильевском острове, неподалеку от Академии художеств, по адресу: Академический пер., 1. С 1895 в С.-Петербурге проживала его мать и сестра Зофья с мужем и детьми.

В 1895–1897 в качестве пенсионера работал в Чехии, Германии, Италии и Франции. В эти годы создал один из немногочисленных воплощенных в жизнь проектов – часовню для хранения урны с сердцем Тадеуша Костюшко для Польского музея в Рапперсвиле (Швейцария).

По возвращении в С.-Петербург поселился на Троицкой (ныне Рубинштейна) ул., 13. Работал на строительстве здания Международного коммерческого банка на Невском пр., 58 (архитекторы С.А. Бржозовский и С.И. Кербедз), затем на мебельной фабрике Г.В. Бюхтгера (Английский пр., 8–10; здание не сохранилось). Бывал на дискуссионных собраниях на квартире у С.П. Дягилева (Литейный пр., 45), где вырабатывались эстетические принципы группы «Мир искусства».

В конце марта 1899 переехал в Москву, где занял место хранителя Художественно-промышленного музея имени императора Александра II, основанного в 1868 при Строгановском Центральном училище технического рисования (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова). Работал в этом учреждении до 1918, исполняя обязанности инспектора училища (в 1900–1907), затем библиотекаря и преподавателя; в 1906 утвержден в звании профессора. В июле – августе 1900 побывал в Париже на Всемирной выставке, где за достижения в области художественного образования награжден серебряной медалью. С 1907 преподавал архитектуру, позднее и историю искусств в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1909 читал лекции на Женских архитектурно-строительных курсах в С.-Петербурге. Был членом Общества архитекторов-художников, Нового общества художников, Общества преподавателей графических искусств (все – в С.-Петербурге), общества «Свободное искусство» (Москва), Московского товарищества художников, товарищем председателя Московского архитектурного общества, членом-корреспондентом Императорского Московского археологического института имени императора Николая II (1915).

В 1890–1900-е создал несколько десятков архитектурных проектов, из которых лишь немногие были реализованы: усыпальница Кочубеев (1898) на Новодевичьем кладбище в С.-Петербурге (уничтожена во время блокады Ленинграда в 1941–1944), надгробия для ректора Римско-католической духовной академии в С.-Петербурге епископа Александра Казимира Бересневича и епископа Генриха Петра Коссовского (1828–1903) в кафедральном соборе во Влоцлавеке (оба надгробия – 1904–1905). В числе нереализованных проектов – вилла для кн. П.П. Волконского (2-я премия на конкурсе, 1903).

С 1914 – академик архитектуры; с 1915 –действительный член Императорской Академии художеств.

Получил известность как автор станковых листов архитектурной графики, в т. ч. фантазий на темы архитектуры прошлого, исполненных темпераментно, в манере импровизированного наброска. Свои лекции сопровождал иллюстрациями, поначалу рисуя мелом на доске, а позднее тушью на бумаге. Задуманные как научное пособие они со временем легли в основу графических циклов «Архитектурные портреты», включавших серии, посвященные античной, древнерусской, французской и польской архитектуре. Цикл «Большая польская сюита», выполненный в 1916, отразил впечатления от военных разрушений на польских землях. Этот внушительный труд подготовлен на основании записок, набросков и воспроизведений по памяти образов примерно 600 часовен, церквей, монастырей, замков, усадеб и деревенских домов. Участвовал станковыми листами в выставках «Мир искусства» (СПб., 1906), Нового общества художников (СПб, 1904–1917; на 9-й выставке в 1915 три его работы приобретены для Гравюрного кабинета Румянцевского музея в Москве) и др.

Поддерживал связи с польскими художественными кругами. Был членом краковского Общества польских художников «Искусство». Участвовал в выставках в Кракове и Варшаве. 26 января 1916 выступил в Академии художеств с докладом «Влияние архитектуры итальянского Возрождения на зодчество России и Польши». В 1918 стал председателем Общества опеки над польскими памятниками (ранее Отдел опеки над памятниками при Комитете по делам попечительства над польскими беженцам). В том же году был избран в Московскую художественную коллегию при Отделе изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения.

В октябре 1918 репатриировался в Польшу. После временной должности в Министерстве культуры и искусств устроился на факультет архитектуры Политехнического университета в Варшаве, в 1920–1923 был его деканом. Преподавал на Высших преподавательских курсах и в Академии художеств в Варшаве и Кракове, в Женском архитектурном лицее в Варшаве. Получил широкую известность благодаря публичным лекциям в разных городах Польши. В 1920-е выставлялся в Лондоне, Париже, Праге, Вене, Будапеште и Амстердаме. Среди немногих осуществленных в Польше архитектурных работ – надгробный памятник русскому писателю Михаилу Петровичу Арцыбашеву, который был установлен в 1927 на православном кладбище в варшавском районе Воля. В 1926 получил награду председателя Совета министров Польши за художественную деятельность.

Всегда высоко ценил опыт, полученный в период пребывания в С.-Петербурге и Москве. В автобиографическом очерке отмечал: «Без пребывания в России я не был бы тем, кем стал сегодня». Имел российские и польские ордена: св. Анны III ст. (1904), св. Станислава II ст. (1907), св. Владимира IV ст. (1916), Командорский крест Ордена Возрождения Польши (1923). В Польше находится около 1150 его работ (большинство – в Национальном музее в Варшаве), в России – около 700, в т. ч. в Государственном Русском музее и Государственной Третьяковской галерее

Похоронен Варшаве, в семейном склепе на Повонзковском кладбище.

В 1934 в доме в Нешаве, где жили Ноаковские, открыт мемориальный музей; именем архитектора названы улицы в Варшаве (установлена памятная доска), Гданьске, Влоцлавеке.

Библиография:

† РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 628; Ф. 680. Оп. 1. Ед. хр.; РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1886. Д. 111.

Эттингер П. Станислав Ноаковский – опыт характеристики. М., 1922.

Лебедев П.И. Советское искусство в период иностранной военной интервенции и гражданской войны. М.; Л., 1949.

Земцов С.М. Станислав Ноаковский. М., 1980.

Семенова Н. Станислав Ноаковский // Сто памятных дат. Художественный календарь на 1992 год. М., 1991.

Łoza S. Architekci i budowniczowie w Polsce. Warszawa, 1954. S. 216–217.

Wallis М. Kraj lat dziecinnych Stanisława Noakowskiego. Warszawa, 1960.

Polanowska J. Noakowski Stanisław Witold // Słownik artystów polskich i obcych w Polsce działających. T. V. 1966.

Lata nauki i mistrzostwa Stanisława Noakowskiego. Warszawa, 1971.

Stanisław Noakowski 1867–1928. Życie i twórczość. Materiały polsko-radzieckiej sesji naukowej, Warszawa-Łowicz 28–29 czerwca 1976, Moskwa 14–15 października 1976, Warszawa, 1977.

Stadnicki J. Noakowski Stanisław Witold // Polski słownik biograficzny. T. XXIII (1978). S. 160–162 (bibliografia);

Polacy w Rosji od XVII wieku do 1917 roku. Słownik biograficzny. Warszawa-Poznań, 2000. S. 233–235.

Lameński L. Noakowski Stanisław // Encyklopedia kościelna. Т. 13, Lublin, 2009. S. 1339–1341.

Приложения:
География:
Составители:
Благодарности:

Публикуется с разрешения Международного центра культуры (Краков).

Дата ввода:

19.07.2018