ЦЕРКОВЬ СВ. АП. И ЕВ. ИОАННА БОГОСЛОВА. Белая Церковь, Сербия

Црква св. Иована Богослова

Церковь св. ап. и ев. Иоанна Богослова. Белая Церковь, Сербия

В этот тихий сербский провинциальный городок близ дунайской границы с Румынией сегодня почти не заглядывают русские люди. Между тем, в межвоенный период в нем жило множество русских белоэмигрантов, ибо здесь размещались: Крымский кадетский корпус, Донской Мариинский институт и детский приют под покровительством княгини Елены Петровны, сестры Короля Югославии, вдовы расстрелянного большевиками вел. кн. Иоанна Константиновича. Несколько лет работало в Белой Церкви также Николаевское кавалерийское училище.

Как вспоминал архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской): «Русские ходили по городу в своих военных одеждах; институтки гуляли парами, в белых пелеринках, и кадеты проходили по городу строем с оркестром, игравшим марши… Белая Церковь была чертой под Белой Россией».

В Крымском корпусе и Донском институте действовали собственные домовые храмы. Русская колония городка молилась на ул. Гете, 80, в зале, где в начале 1920-х была устроена Георгиевская церковь. В ней часто служил замечательный архипастырь епископ Вениамин (Федченков), живший в Шабацком монастыре. Он пригласил в Белую Церковь молодого монаха Иоанна (кн.Шаховского), рукоположил его в священники, назначил настоятелем приходского храма и наставником в Пастырской школе. «В алтаре прислуживала престарелая, преданная Церкви раба Божия Евдокия <…>. По праздникам прислуживали в алтаре кадеты, сыновья старосты, полковника и преподавателя русской литературы П. С. Савченко». Иером. Иоанн открыл в приходе небольшое издательство «Борьба за Церковь», которое выпускало духовно-миссионерские листки и брошюры.

Он же стал инициатором постройки на пожертвования отдельного храма св. ап. Иоанна Богослова. «Жена одного из … русских офицеров, Г. И. Балицкая, с подписным от Церкви листом, пошла пешком по стране, по сербским деревням, со сбором на этот храм. Таков был ее подвиг». Автором здания был архитектор А. П. Шевцов; оно было освящено в 1932 после двух лет строительства.

Внешний вид храма воспроизводит русские церкви: над входом возвышается псковская двухарочная звонница (в ней только один колокол), украшенная главкой; черепичную крышу венчает высокий барабан с куполом; оштукатуренные белые стены прорезаны узкими окнами-бойницами и завершены зубчатым карнизом. С южной стороны, в щипце, под главкой, помещена икона Благославляющего Спаса. Однако пропорции здания и некоторые архитектурные и декоративные детали выдают влияние местного зодчества.

Простоте внешнего вида соответствует скромное убранство интерьера. В одноярусном белом иконостасе (его вырезал П. С. Савченко), украшенном балясинами, находятся восемь образов с полуциркульным завершением. Они написаны в чисто академической, довольно провинциальной манере художниками-эмигрантами Иваном Трофимовым и Евгенией Лукинской.

На стенах развешаны подносные иконы, вывезенные из России или переданные из существовавших в городе русских учебных заведений. Под одним из киотов написано: «В память убиенных Благочестивейшаго, Самодержавейшаго Великаго Государя нашего Императора Николая Александровича и Августейшей Семьи». Двухъярусное паникадило имеет вид хороса и сделано из меди.

Когда после окончания Второй мировой войны начался массовый исход русских эмигрантов из Югославии, большая часть русских, живших в Белой Церкви и окрестностях, уехала из города. Остались лишь несколько десятков человек, которые к концу XX века все умерли. Они продолжали молиться в русской церкви, хотя она отошла к Сербской Православной Церкви и в ней теперь служит священник-серб о. Янко Цицка. Ныне мало кто из прихожан-сербов помнит, кем и когда возведен храм. Русские, которые ныне эмигрируют в Сербию, в Белой Церкви не оседают.

Адрес: Светосавска, 37, Бела Црква

Библиография:

Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Избранное. Петрозаводск, 1992. С. 63–89.

Приложения:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

16.12.2013