РЫБАК Иссахар-Бер (Захар)

Ryback I.

И.-Б. Рыбак.

2 февраля 1897 (Елизаветград Херсонской губ., ныне Кировоград, Украина) – 22 декабря 1935 (Париж). Живописец, график.

Из хасидов. Отец был убит во время погрома. С 1907 учился на Рабочих художественных курсах в Елизаветграде у Ф. С. Казачинского, с 1911 – в Киевской художественной школе. Интересовался еврейской культурой и фольклором. В 1916 вместе с Э. Лисицким по заказу Еврейского историко-этнографического общества выполнил обмеры около 200 деревянных синагог на побережье Днепра.

В 1917–1919 работал декоратором в Еврейском театре в Киеве и был инструктором местной Культур-Лиги. Участвовал в диспутах о еврейском национальном стиле в искусстве. Совместно с Б. Аронсоном опубликовал в журнале «Ойфанг» («Восход») программную статью «Пути еврейской живописи». Участвовал в праздничном оформлении улиц Киева. В 1919 переехал в Москву, зарабатывал экскурсиями по музеям, рисовал плакаты. Написал серию картин на тему еврейских погромов.

В 1921 выехал в Берлин, провел персональную выставку и не вернулся. Писал пейзажи, портреты, жанровые сцены из жизни еврейской провинции. Исполнил графические циклы: «Погром», «Еврейские типы Украины», «Местечко»; иллюстрировал детские книги еврейских авторов (Л. Квитко, М. Марголиной, Б. Смоляра). В 1922 вышел в свет альбом из 30 литографий «Штетл. Мой разрушенный дом». Выставлялся в берлинском Сецессионе. В 1923–1929 входил в берлинское новаторское объединение «Ноябрьская группа». В 1924 приехал в СССР, сотрудничал в еврейских театрах и журналах, создал графический цикл «На еврейских полях Украины».

С 1926 жил в Париже. От сцен нищеты и погромов перешел к более лирической манере живописи в женских портретах, натюрмортах с цветами, пейзажах Франции. Участвовал в салонах: Осеннем (1927, 1930, 1932–1934), Тюильри (1929, 1930, 1932), Независимых (1929–1935). В 1928 показал четыре работы в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве, участвовал в ввыставке Украинской группы (1930). Провел персональные выставки в парижских галереях Quatre Chemins (1928, акварели и рисунки), d’Art Contemporain (1928, живопись), Сolbert (1930), Atelier-du-Cotentin (1933), Billiet (1933), а также в Лондоне и Кембридже (1935). В 1935 работы экспонировались на ретроспективной выставке русского искусства в Праге.

В 1934 по заказу Национального архива танца серию раскрашенных терракотовых статуэток, изображающих народные еврейские типы. Впоследствии они были переведены в фарфор на Севрской фарфоровой мануфактуре и включены в постоянную экспозицию Музея Севра.

Последняя прижизненная выставка прошла в ноябре 1935 в галерее Beaux-Arts, с которой Музей Же де Пом приобрел картину «Телега в поле».

Скончался от туберкулеза. Похоронен на кладбище Тиэ в Париже. 5 февраля 1936 в Париже состоялся вечер памяти художника под председательством Н. Л. Аронсона. В рамках салона Тюильри прошла выставка его памяти. Мемориальный комитет учредил шесть стипендий его имени для творческих поездок еврейских художников. В 1962 вдова художника Соня Рыбак открыла в г. Бат-Ям в Израиле музей художника («Дом Рыбака», «Бейт-Рибак»), куда передала собрание его картин. В 1974 его работы экспонировались на выставке «Русский взгляд» в Гейдельберге.

Библиография:

* Незабытые могилы; РЗФ; AI 1/1262, 2/1107, 3/1206; Judaica 14/532–533; Nieszawer & Princ.

[Некролог] // Последние новости (Париж). 1935. 22 дек. (№5386).

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Луначарский А. В. Об искусстве (т. 1: Искусство на Западе; т. 2: Русское, советское искусство) / Сост. И. А. Сац и А. Ф. Ермаков. М., 1982. (Указ.).

Казовский Г. И. Еврейское искусство в России. 1900–1948. Этапы истории // Советское искусствознание. Вып. 27. М., 1991. С. 228–254.

Латт Л. Иссахар Бер Рыбак // Русское еврейство в Зарубежье / Под ред. М. Пархомовского. Иерусалим, 1998. С. 287–307.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 296–297 (илл.).

Behne А. Ryback. Berlin: Berliner Sezession, 1923.

Der Maler I. Ryback // Deutsch Kunst und Dekoration. 1930. Bd 66. S. 354–358.

Garnier M.-R. Ryback en Grande Bretagne // Beaux-Arts. 1935. Avr. 28. P. 28.

Cogniat R. I. Ryback. Paris, Ėditions L’Amitié Française, 1934.

Diole P. I. Ryback // Beaux-Arts. 1935. Nov. 22. P. 8.

Ryback est mort // Beaux-Arts. 1935. Déc. 27. P. 8.

Laroche P. Deux panneaux décoratifs pour un restaurant par I. Ryback // Art et Decoration. 1935. Vol. 64, Mars. P. 120.

J. Ryback 1897–1935. London, Heinemann, s.a. [1937].

Aronson Ch. Scénes et visages de Montparnasse. Paris, 1963, pp. 244–249. (in Yiddish).

Kampf A. In Quest of the Jewish Style in the Era of the Russian Revolution // Jounal of Jewish Art. 1978. Vol. 5. P. 51–56.

Mané-Katz – Issachar Ryback: Connections. Mané-Katz Museum, Spring 1993. Haifa, 1993.

Kazovsky H. Issachar Ber Ryback. Tel-Aviv: Minotaure Gallery s.a. [2008].

Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children’s Book 1890–1992. Nijmegen, 2009.

Stommels S.-A., Lemmens A. The Graphic Work of Issachar Ber Ryback (1897–1935): An Oustanding Example of Children’s Book Art // The Russian Jewish Diaspora and European Culture, 1917–1937. Lleiden, Boston: Koninklijke Brill NV, 2012. P. 279-300.

Альбомы:

Shtetl. Mayn horever heym: a gedekhenish = Штетл. Мой разрушенный дом: воспоминания. [Berlin: Farlag "Shveln", 1923]. (30 литографий).

Jüdische Typen aus der Ukraine. Berlin: Essem, 1924. (12 литографий).

Sur les champs juif de l’Ukraine. Paris: A. Simon, 1926.

Oyf di yiddisher feld fun Ukraina. Paris: A. Simon, 1926.

A l’ombre du passé. Paris, s.a. (12 литографий).

Mon Village. Paris, s.a. (16 литографий).

Yissakhar Ber Ribak. Paris, 1937.

Местечко. Москва: Ключ-Внешкнига, 1994. (Факсимильное издание).

Сочинения:

[Cовм. С Б. Аронсоном]. Пути еврейской живописи // Ойфганг (Восход). 1919. С. 99–124 (идиш).

Сайты:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.03.2012