РЕМИЗОВ (собств. Васильев) Николай Владимирович, псевд. Ре-Ми

RRemisoff (né Vassilieff) Nicolas, pseud. Re-Mi

Н.В. Ремизов. Нью-Йорк, 1920-е. Фотография Джорджа Кесслера

8/20 мая 1887 (С.-Петербург) – 4 августа 1975 (Палм-Спрингс, шт. Калифорния, США). Карикатурист, художник театра и кино, живописец.

Сын артиста Санкт-Петербургских Императорских театров Владимира Сергеевича Васильева (сценическая фамилия – Ремизов). Брат художницы Анны Ремизовой (Мисс). В 1896–1904 учился в петербургском реальном училище Н. В. Богинского, в 1908–1916 – на живописном отделении ИАХ у Д. Н. Кардовского. Курс не окончил.

В годы учебы увлекся карикатурой и начал сотрудничать в сатирическом журнале «Стрекоза». В 1908, после реорганизации журнала в «Сатирикон» (в 1913–1918 – «Новый Сатирикон»), стал, наряду с А. Радаковым, А. Аверченко, Сашей Черным, А. Буховым, одним из ведущих сотрудников и главным художником журнала. Публиковал за подписью: Ре-Ми карикатуры на общественно-политические и бытовые темы. Исполнил шаржи на деятелей литературы и театра (Л. Н. Толстой, М. Горький, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, М. А. Кузмин, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, В. Э. Мейерхольд, Ф. И. Шаляпин, К. С. Станиславский, Л. В. Собинов). Сатирические портреты были собраны в книге «Театр и все остальное» (Пг., 1916). Занимался живописью и станковой графикой, рисовал книжные обложки. В ГРМ хранятся картины этого периода: «Уличная сцена», «Интерьер с женщиной за роялем», «Горный пейзаж», «В комнатах», «Автопортрет» (1912) и серия сатирических портретов маслом «Градоначальники города Глупова». Участвовал в выставках: журнала «Сатирикон» (СПб., 1909 и 1913; Одесса, Харьков, Елисаветград и Киев, 1910), «Мир искусства» (СПб., М., 1913) и Товарищества независимых (Пг., 1916).

Весной 1917 опубликовал в «Новом Сатириконе» карикатуры на царя, участвовал в выпуске антимонархических плакатов-лубков в издательстве «Парус», рисовал для «Свободного журнала». В 1918 вошел (в ранге «подмастерья») в «Цех живописцев св. Луки», организованный соучениками по ИАХ А. Е. Яковлевым и В. И. Шухаевым. Исполнил иллюстрации к книге К. И. Чуковского «Крокодил» (Пг., 1919; переизд. М., 1927).

В 1918 выехал из Петрограда в Херсон, откуда эмигрировал в Константинополь. В 1920–1922 жил в Париже. Работал в ателье художественной рекламы «Лубок». Вместе с С. Ю. Судейкиным стал художником театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь». Оформил пьесу «Заря-заряница» Ф. К. Сологуба (1921) и ревю «Квартет веселых артистов» (1922), исполнил эмблему театра, рисовал театральные афиши и программы спектаклей. Его красочные рисунки представляли Россию как экзотическую страну трактиров и самоваров, медведей, купцов и румяных красавиц, зимних гуляний.

В 1922 выехал с театром «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева на гастроли в США. Его «русский стиль» оказался широко востребованным в США. Параллельно с работой для театра выполнял рисунки для издательского дома Condé Nast (в том числе для журналов Vanity Fair, House & Garden, Vogue), иллюстрировал афишы и программки балетной труппы Анны Павловой. В 1923 получил американское гражданство. В 1924 оставил работу для театра «Летучая мышь» и совместно с партнером Теодором Бауэром открыл клуб и ресторан «Петрушка», для которого разработал все интерьеры, расписал стены и поставил цыганское представление, ставшее фирменной карточкой клуба. Клуб прекратил свое существование в 1925 после трагического пожара, унесшего жизни людей.

В 1925–1935 жил в Чикаго. Короткое время преподавал сценографию в Чикагском Художественном институте (1925–1926), затем в основном был занят работой для балетных трупп Адольфа Больма и Рут Пейдж (декорации и костюмы более чем 20 балетов), сотрудничество с которыми продолжалось и в последующие годы. Выполнял заказы на стенные росписи для Чикагского клуба, Казино клуба, церкви на кладбище Грейсленд, Публичной библиотеки Лейк-Форест (Lake Forest Public Library). В 1929 оформил богатый нью-йоркский салон-спа Элизабет Арден (Elizabeth Arden Red Door Salon & Spa); в последующие годы вплоть до смерти Э. Арден декорировал ее салоны в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско и Голливуде. В 1931 получил заказ на оформление главной торговой улицы Чикаго Стейт Стрит к праздничному параду в День Благодарения. Эпизодически выполнял дизайнерские проекты (обложки, афишы, рекламные постеры и т.п.) по заказу коммерческих компаний, создавал картины в русском стиле на продажу и для выставок.

Провел персональную выставку в галерее Wildenstein в Нью-Йорке (1922). Участвовал в выставках парижской группы «Мир искусства» в галерее La Boëtie и Осеннем салоне (1921), в выставках русских художников в Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923) и Брюсселе (1928), российском отделе международных выставок в Питтсбурге (1925) и Нью-Йорке (1926).

В 1935 по приглашению Адольфа Больма, который стал главным балетмейстером Сан-Франциской оперы приехал в Сан-Франциско для работы над оперным спектаклем «Золотой Петушок» Н. Римского-Корсакова. Вскоре окончательно перебрался в Калифорнию. В 1938 в Лос-Анжелесе по заказу режиссера М. Рейнхардта создал грандиозные декорации для спектакля «Фауст» И. Гете, который шел в открытом амфитеатре в Голливудских холмах.

С 1939 до конца своих дней жил в Южной Калифорнии летом в Палос-Вердес, зимой в Палм-Спрингс.

В 1939 впервые выступил художником-постановщиком кинофильма «О мышах и о людях» («Of Mice and Men») Л. Майлстоуна по роману Дж. Стейнбека. В дальнейшем участвовал в создании более трех десятков кинофильмов в Голливуде, в том числе: «Поворот» («Turnabout») А. Роаша (1940), «Возвращение цилиндра» («Topper Returns») Р. дель Рута (1941), «Мужчины в ее жизни» («The Men in Her Life») Г. Ратова (1941), «Гость в доме» («Guest in the House») Дж. Брэма (1944), «Странная женщина» («The Strange Woman») Э. Ульмера (1946), «Красный пони» («The Red Pony») Л. Майлстоуна (1949), «Голубая луна» («The Moon Is Blue») О. Преминджера (1953), «Расстояние 60 000» («Destination 60,000») Ж. Вагнера (1957), «Подводная девушка» («Undersea Girl») Дж. Пейзера (1957), «Одиннадцать друзей Оушена» («Ocean's Eleven») Л. Майлстоуна (1960) и др.

Эпизодически возвращался к театральной сценографии: сотрудничал с М. Рейнхардтом, позже с Михаилом Чеховым, в частности создал декорации и костюмы для постановки «Ревизора» Н. В. Гоголя (1946), оформил балет «Жар-Птица» И. Стравинкого (1940). Исполнил иллюстрации к книге М. А. Чехова «Актеру об исполнительской технике» (Нью-Йорк, 1953) и сборник русских пословиц «Русские сказали это первыми» («The Russians said it first», сост. Семен Аллер, Лос-Анджелес, 1963). Опубликовал несколько статей по вопросам сценографии. В 1950-е работал также для телевидения.

С середины 1960-х, выйдя в отставку, жил уединенно. Много рисовал, писал пейзажи, портреты. В 1973 умерла жена Софья, с которой прожил почти 60 лет.

Портреты художника исполнили И.Е. Репин (1917, Музей-квартира И.И. Бродского, С. –Петербург; 1917, Гос. музей искусств Узбекистана), Б.Д. Григорьев («Портрет художника Ре-Ми с женой», 1932–1933; ГРМ).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1908. Д. 92.

* Анненков; Лобанов-Ростовский; AI 1/1207, 4/1001; Lévêque–Plantureux.

Ф. М. Выставка карикатур и рисунков художников – сотрудников журнала «Сатирикон» // Киевлянин. 1910. 15 янв.

Муров А. На выставке «Сатирикона»: Гримасы города // Утро. 1910. 24 марта.

Юмористический процесс // Биржевые ведомости. 1912. 25 янв.

Выставка карикатур и рисунков художников журнала «Сатирикон»: Каталог. СПб., 1913.

Ясинский И. Выставка рисунков Ре-Ми и др. // Биржевые ведомости. 1913. 14 дек.

Грабарь И. Э. Искусство русской эмиграции // Русский современник. 1924. № 3. С. 243–244.

Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968.

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.).

И. Е. Репин. Избранные письма: 1867–1930. Т. 2. М., 1969. С. 268–269.

Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983. (Указ.).

Завалишин В. Юбилей замечательного художника //Новое русское слово (Нью-Йорк). 1977. 14 авг. С. 6.

Н. Ре-Ми, Е. Малаховский, В. Дени / Текст Б. Ефимова и др. М., 1985.

Михаил Чехов. Литературное наследие / Под ред. М. О. Кнебель. М., 1986. Т. 2. С. 207–235 (рис.), 533.

Ефимов Б. Е. Ровесник века: Воспоминания. М., 1987. С. 195–197.

Лобанов-Ростовский Н. Д. Николай Владимирович Ремизов // Записки Русской академической группы в США. 1994. Т. XXVI. С. 82–83.

Савицкая А. И. Русские художники американского театра: Борис Анисфельд, Сергей Судейкин, Николай Ремизов, Евгений Берман // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 91–98.

Вульфина Л. Неизвестный Ре-Ми // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. 2015. № 3–4. С. 311–333.

Вульфина Л. Жизнь проходит быстро и не нужно лишать себя радости. Б.Д. Григорьев и Н.В. Ремизов: из переписки 1934–1935 годов //Панорама искусств. 2017. № 1. С. 350–367.

Вульфина Л. Неизвестный Ре-Ми. Художник Николай Ремизов. Жизнь, творчество, судьба. М., 2017.

Saber G. Through the Eyes of Remizov // Arts and Decoration. 1922. June. P. 124, 155–156.

Modern Napoleons who Dominate the Present Fracas in Europe, with Brief Biographical Notes Concerning them / Parody Portraits by Nicholas Remisoff. S.l., [1923].

Deutsche Kunst und Dekoration. 1923. N 7, Apr. S. 7.

Le premier Age d’Or de l’affiche Russe. 1890–1917: Collections de la Bibliothèque nationale de Russie / Texte par E. Barkhatova. Bibliothèque Forney – Mairie de Paris. Paris, 1997. P. 30–31, 49, 75.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Ларисе Вулфиной (Филадельфия) за ценные дополнения.

Дата ввода:

19.03.2012