ПАРЭН (урожд. Челпанова) Наталья Георгиевна

Parain (née Tchelpanoff) Nathalie

Н. Г. Парэн. Конец 1930-х.

13/25 марта 1897 (Киев) – 14 февраля 1958 (Со, близ Парижа). График, художник книги.

Дочь философа и психолога Георгия Ивановича Челпанова (1862–1936). Детские годы провела в Киеве, где отец преподавал в университете. В 1906, в связи с назначением отца профессором Московского университета, переехала в Москву. В 1918–1922 училась на живописном отделении ВХУТЕМАСа (бывш. Строгановское художественно-промышленное училище), среди ее учителей был П.П. Кончаловский. По окончании учебы преподавала рисование в школе. Писала портреты и пейзажи.

В 1926 вышла замуж за французского атташе по культуре Бриса Парэна и выехала с ним во Францию. Жила в Париже и в деревне Вердело под Парижем – на родине мужа. Поддерживала дружеские отношения с А. А. Экстер, М. Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой.

В 1930 впервые обратилась к книжной графике, исполнив иллюстрации к книге «Mon chat» («Моя кошка») писателя русского происхождения А. Бëкле (издательство «Gallimard»). Затем последовала большая работа для издательства «Flammarion», где в 1931‒¬1940 она иллюстрировала детские книги серии «Альбомы Папаши Бобра» («Albums du Père Castor») и первое время была ведущим художником серии. Несколько изданий было подготовлено совместно с Е. П. Гертик.

Создавала иллюстрации для русской литературы: «Баба-Яга» (в литературной обработке Н. А. Тэффи; YMCA-Press, 1932; на франц. языке, Gallimard, 1933), повесть «Каштанка» А. П. Чехова (в переводе на франц. язык Б. Парэна; Gallimard, 1934), «Правдивые истории, рассказанные Толстым» (Gallimard, 1936). В 1937 в московском издательстве «Детгиз» вышла книжка «Вырезалки», созданная вместе с Е. П. Гертик. Ее рисунки для детской книги стилистически были тесно связаны с советской традицией книжной иллюстрации 1920–1930-х.

В 1937 продолжила работу над иллюстрациями к серии «Les contes du Chat Perché» («Сказки Кота Мурлыки») Марселя Эмме, начатую Н. И. Альтманом для издательства «Gallimard». В 1941 за «Сказки Кота Мурлыки» удостоилась премии Академии изящных искусств. В годы войны рисовала памятные карточки первого причастия, публикуемые парижским издателем «Odilia». В 1946 в издательстве «Gallimard» в ее оформлении вышел библиофильский двухтомник «Басен» Лафонтена. Последними работами для издательства «Gallimard» (1947–1954) были иллюстрации книг поэта и философа Шарля Пеги.

Занималась станковой живописью и литографией, писала пейзажи окрестностей Парижа. Провела персональные выставки в парижских галереях Pittoresque (март–апрель 1938) и de l’Abbaye (июнь 1942). Участвовала в выставке парижского Союза женщин – художниц и скульпторов (1945).

Похоронена в Вердело в семейном склепе Парэнов. Мемориальные выставки прошли в Праздничном зале Вердело (1991), в Российской государственной библиотеке в Москве (1993), в Центре культуры в Орли (1998). В 2009 работы художницы были показаны в Москве на выставке «Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века» (книги из собрания М. В. Сеславинского). В 2011 Дом Русского зарубежья имени Александра Солженицына в Москве провел выставку книжных работ художницы в рамках международного проекта «Пространство и время в судьбе семьи Челпановых».

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 681. Оп. 1. Ед. хр. 2716.

* ХРЗ.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 312-323.

Амурский В. Натали Парэн: от «Бабы-Яги» до Лафонтена. Штрихи к творческой биографии русской художницы во Франции // Вестник Русского христианского движения. 2013. № 201. С. 228‒243.

Lévêque–Plantureux. A l’enseigne du Père Castor: [Catalogue]. Paris: Flammarion, 1982.

Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children’s Book 1890–1992. Nijmegen, 2009.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.12.2011