ГРОССЕР Борис Николаевич

Grosser B.

Б. Гроссер.

26 октября / 7 ноября 1889 (Одесса) – 15 января 1982 (Монруж, близ Парижа). График.

Сын помощника аптекаря Альберта Семеновича (Абеля Зельмановича) Гроссера. В 1903–1907 учился в Одесском художественном училище. В конце 1900-х с семьей переехал в С.-Петербург, где отец стал управляющим дома архитектора Ф. Ф. Лумберга на Коломенской ул., 10. До 1911 учился в Рисовальной школе ОПХ у И. Я. Билибина, затем в школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1911–1912) и в академии П. Рансона в Париже у М. Дени (1913–1914).

С началом Первой мировой войны вернулся в Петроград. В 1919 жил в Одессе, сотрудничал в издательстве «Омфалос», оформлял книги Южнорусского общества печатного дела и газету «Театр». Участвовал в трех выставках: ТЮРХ, Общества независимых художников и 1-й Народной выставке картин (все – 1919).

В начале 1920 эмигрировал через Константинополь во Францию. В 1921 обосновался в Париже (rue du Cherche-Midi, 131). В том же году участвовал в Выставке русского искусства в Лондоне (галерея Whitechapel). Оформил эмблему берлинского издательства А. Э. Когана «Русское искусство», обложку и форзац книги С. К. Маковского «Валентин Серов» (1922). В 1924 в Голландии была издана книга Б. Н. Рапчинского «Русские сказания и легенды» («Russiche Heldensagen en Legenden») с серией его гравюр. С 1925 сотрудничал с парижскими издательствами «Я. Поволоцкий и К◦», «Современные записки, «Дом книги», «Les Marges», «Librairie de France», а также с голландскими издательствами. Оформил книги «Старый Париж» (1925) и «Монмартр» (1927) А. Седых (Я. Цвибака), «Наша маленькая жизнь» Дона-Аминадо (1927), «Поэмы» А. Шенье (1928), «Николай Чудотворец» А. М. Ремизова (1948), «Митина любовь» (1925), «Избранные стихи» (1929), «Божье дерево» (1931) и «Темные аллеи» (1946) И. А. Бунина, «Анна» Б. К. Зайцева (1929), «Танец» С. Лифаря (1937; исполнил также рекламный плакат книги, а кроме того написал портрет танцовщика), «Приглашение на казнь» В. В. Набокова (1938), «История одного путешествия» Г. Газданова (1938), «Одесский Пушкин» (1938) и «Гоголь в Ницце» (1946) А. А. Шика и др. Сотрудничал в журнале «Сатирикон» (1931). В 1937 на Всемирной выставке в Париже получил серебряную медаль за графические работы. В 1939 провел персональную выставку в галерее Aux Quatre Chemins.

В годы войны оставался в оккупированном Париже, зарисовал ряд эпизодов оккупации. В 1943 исполнил 24 цветные литографии для детской книги М. Marquet «l etait une fois un alphabet» («Однажды был алфавит») по рисункам Souza Desnoyer.

В 1947 сделал серию цветных иллюстраций для книги Жиля Пэснеля «Принц Абрикос», вышедшей в парижском издательстве «Arc-en-Ciel». Среди последних работ – обложка для книги «LXX лет П. Е. Ковалевского: библиография» (Париж, 1972).

В 1930-е входил в Общество друзей русской книги, с 1946 – в Общество друзей русского искусства и литературы. С 1952 был членом масонских лож («Вехи», «Северная Звезда», «Астрея»).

С 1955 жил в Монруже близ Парижа. Похоронен на местном кладбище (с 1992 могила не существует).

В 2007 в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» в Москве состоялась выставка, посвященная 25-летию со дня смерти художника.

Библиография:

* Барковская; РЗФ; ТЮРХ; ХРЗ.

Временник Общества друзей русской книги. Вып. IV. Париж, 1938. С. 290.

Б. Н. Терновец. Письма. Дневники. Статьи / Сост. А. С. Алешина, Н. В. Яворская. М., 1977. С. 318 (указ.).

Книга: Исследования и материалы. Вып. 66. М., 1993. С. 168.

Серков А. И. Русское масонство 1731–2000. М., 2001.

Барковская О. Одесский парижанин Борис Гроссер // Дерибасовская–Ришельевская. Литературно-художественный, историко-краеведческий иллюстрированный альманах. № 4 (7) (2001). С. 238–241.

Анисимова Т. А. Борис Гроссер – книжный график русского зарубежья // Русское искусство. 2007. № 4 (16). С. 50–56.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

28.01.2013