ЗВОРЫКИН Борис Васильевич

Zworykine (Zvorykin) B.

19 сентября / 1 октября 1872 (Москва) – февраль 1942 (Париж). График, иконописец.

Сын московского купца 1-й гильдии Василия Васильевича Зворыкина. Окончил 3-ю московскую гимназию. В юности увлекся творчеством Е. Д. Поленовой и В. М. Васнецова. В 1892–1893 учился в МУЖВЗ. С 1898 иллюстрировал книги для издательств И. Д. Сытина, А. И. Мамонтова, И. Н. Кнебеля в Москве, А. Ф. Маркса и А. А. Левинсона в С.-Петербурге. Среди его наиболее известных книг – «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкина (1903), «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси» (1909), подарочный альбом «Москва» (1914). Оформил юбилейные историко-художественные альбомы: «Крепостничество и воля» (1911, к 50-летию отмены крепостного права), «В память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года» (1912), «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913, к 300-летию Дома Романовых), юбилейный настенный календарь-альбом на 1912 год с рисунками по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» (М., 1912), памятную книгу «Егорьевский городской голова Никифор Михайлович Бардыгин: 1872–1901» (М., 1912). Изготавливал адреса и праздничные меню банкетов, стилизованные в духе русской старины, – в честь французских сенаторов и депутатов в Москве (1910), в честь британской торговой миссии (1912) и др. Исполнил серии художественных открыток: «Смутное время», «Нашествие Наполеона 1812 года», «Русские дети», «Русские былины», «Пословицы», «Русские храмы», «Охота» и др. Участвовал в выставке «Искусство в книге и плакате» (СПб., 1911/1912).

В 1909–1912 участвовал в росписях Феодоровского Государева собора в Царском Селе, заслужил благодарность императора. Исполнил титульный лист к роскошному альбому «Феодоровский Государев собор в Царском Селе». Вып. 1: «Пещерный храм во имя преп. Серафима Саровекого Чудотворца» (СПб., 1915). Расписал в русском стиле собор св. равноап. кн. Александра Невского в Симферополе (храм был взорван в 1927). В 1915–1917 входил в Общество возрождения художественной Руси. В 1917 оформил Послание Поместного собора о восстановлении патриаршества – 20-метровый манускрипт, писанный от руки в стиле XVII столетия и украшенный фигурами святых. Исполнил эскиз Патриаршей печати и оформил Личное послание патриарха Тихона главам зарубежных христианских церквей.

В 1918–1919 рисовал обложки для журнала «Красноармеец», оформил альманах «Творчество» (Кн. 2. М.; Пг., 1918) и книгу «Древняя Русь в пословицах и поговорках» В. Волженина, исполнил для издательства И. Д. Сытина иллюстрации к двум книжкам «сказочек» В. Смирнова – «Рождественский дед» и «Яга и Земляничка». Нарисовал политический плакат «Бой красного рыцаря с темной силой».

С 1921 эмигрировал. Через Крым, Константинополь, Александрию и Каир попал во Францию и поселился в Париже. В том же годы в его оформлении вышли книги «Москва и деревня в гравюрах и литографиях» Г. К. Лукомского и «Исповедь» М. А. Бакунина (1921). В 1922 участвовал в оформлении французского издания «История Советов» («Historie des Soviets») Анри де Виндаля, выпущенного Ж. Маковским; для этого альбома, помимо оформительских рисунков, исполнил ряд сюжетных иллюстраций, неприглядно показывающих революционный быт. Сотрудничал с издательством H. Piazza, которое специализировалось на библиофильских изданиях. Оформил и проиллюстрировал для него книги: «Роман о Жанне из Парижа» («Le roman de Jean de Paris») Ж. Маршана (1924), «Роза Бакавалли» («Le rose de Bakawali», 1924), «Песнь о Гайавате» («Lechant de Hiawatha») Г. Лонгфелло (1927), «Поэмы» («Poèmes») А. де Мюссе (1927), «Сказка о Золотом петушке» («Le Coq d’or et d’autres contes», 1925) и «Борис Годунов» («Boris Godounov», 1927) А. С. Пушкина (последняя книга, возможно, является одним из вершинных достижений книжного оформления в «русском стиле»; в 2007 переиздана в С.-Петербурге издательством «Вита Нова»). Оформлял для того же издательства изящные подарочные издания небольшого формата серии «Ex Orient Lux». Среди других работ: обложки к партитуре оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка», к альманаху «Москва», выпущенному в Берлине О. Дьяковой (1926) и др. Участвовал в оформлении журнала «Иллюстрированная Россия».

В 1928 участвовал в выставке «Роскошная книга 1923–1927» в Музее книги в Брюсселе. В 1935 его акварели, изображающие дореволюционные формы полков 1-й Гвардейской кавалерийской дивизии, были выставлены в книжном магазине «Librairie Générale». Написал ряд икон (в том числе большую икону Богоматери) для храма Христа Спасителя в Аньере под Парижем; вместе с членами общества «Икона» участвовал в выставке иконописи в храме (1935).

В конце 1930-х перевел на французский язык русские сказки «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», «Мартя Маревна» и «Жар-Птица, для которых создал уникальный рукописный иллюстрированный альбом и преподнес его главе издательства H. Piazza Л. Фрикателли. Этот альбом в 1978 при содействии Жаклин Кеннеди-Онасcис был выпущен с текстами на английском языке.

Умер в оккупированном Париже.

Библиография:

* РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 2. Ед. хр. 1165.

* ХН СССР 4/1/273; ХРЗ.

Поселянин Е. Торжественные отголоски Старой Руси // Новое время. 1914. 18 янв.

Печать и революция. 1928. Кн. 4. С. 124, 126.

Искусство. 1967. № 11. С. 22–23.

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.).

Графика русских художников от А до Я / Сост. и текст: А. С. Виноградова, Г. Е. Климов. М., 2002. С. 91.

«Золотое руно. Художественный, литературный и критический журнал» (1906–1909): Роспись содержания / Сост. В. В. Шадурский. Великий Новгород, 2002. С. 58, 75, 76, 121.

Медведев Ю. Возвращение красоты // Родина. 2003. № 4. С. 105–108.

Северюхин Д. Я. Художник Борис Зворыкин: Образы старой России // Пушкин А. С. Борис Годунов. СПб.: VitaNova, 2007. С. 284–300.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 252–273.

Blumenfeld M. Boris Zworykine // The Studio. 1927. Vol. 93. P. 188–191.

The Fire-Bird and other Russian Fairy Tales / Illustrated by Boris Zvorykin; Ed. and Introd. by Jacqueline Onassis. New York: The Viking Press, 1978.

Plate collection «Russian fairy tales» Heinrich Porcellan. Selb: Galleria Ceramica von Heinrich Porzellan GmbH, [s. a.]

Een Russisch Sprookje: Russischer boekkunst en grafiek uit het begin van de 20e eeuw. Voorbeelden uit de LS collectie, Nijmegen Gekozen en voorzien van texten door A. Lemmens en S.-A. Stommels. Nijmegen, 2004 [+ CD].

Lemmens A., Stommels S. Russian Artists and the Children’s Book 1890–1992. Nijmegen, 2009.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

05.01.2013