КОЙРАНСКИЙ Александр Арнольдович (Ааронович)

Koiranskij A.

А. А. Койранский

7/19 февраля 1884 (Москва) – 15 декабря 1968 (Пало-Альто, шт. Калифорния, США). График и литератор.

Сын купца 1-й гильдии, владельца писчебумажного магазина в Москве. Учился в коммерческом училище, затем в гимназии Ф. И. Креймана (1898–1903) и на юридическом факультете Московского университета (1903–1909). До 1907 занимался в МУЖВЗ у К. Ф. Юона, позже написал о нем монографию (Пг., 1918). Входил в Общество им. Леонардо да Винчи (1906–1907), участвовал в 1-й Выставке общества художников «Московский салон» (1911). Выставлял офорты, акварели, графику. Создал первый (отвергнутый А. А. Блоком) вариант обложки к книге «Стихи о Прекрасной Даме» (1905), исполнил обложку альманаха «Корабли» (М., 1907), рисовал для журналов «Кривое зеркало» (1910, № 3–6) и «Рампа и жизнь» (1915, № 4). Создал карандашные портреты М. Горького и И. А. Бунина.

Был близок к московским символистским кругам, входил в кружок литераторов при книгоиздательстве «Гриф» и в Общество свободной эстетики. Как поэт испытал сильное влияние лирики В. Я. Брюсова. Публиковал стихи в журналах и альманахах «Отблески» (М., 1902), «Гриф» (М., 1903–1905), «Весы» (М., 1904), «Перевал» (М., 1906), «Чтец-декламатор» (Т. 3. Киев, 1909), «Русская мысль» (М., 1911) и др. С 1905 выступал как театральный и художественный критик в газетах «Раннее утро», «Биржевые ведомости», «Утро России» и «Русское слово». Печатался под псевдонимами: «Г. Тверской», «А. К.», «Александр–ский», «Rapin». В 1913 стал одним из организаторов общества для распространения французского языка «Alliance Française»; перевел на русский язык романы Клода Фаррера и Анри де Ренье.

В 1917 вошел в Профессиональный союз художников-живописцев Москвы. Весной 1918 уехал на юг России, сотрудничал в одесской газете «Наше слово».

В апреле 1919 эвакуировался из Одессы на греческий остров Халки, оттуда через Марсель попал в Париж. Сотрудничал в газетах «Голос России», «Общее дело», «Последние новости», в журнале Дона Аминадо «Зеленая палочка». Продолжал заниматься литературным переводом. В 1921–1922 по предложению М. В. Вишняка был секретарем журнала «Современные записки». Входил в общество «Мир искусства» в Париже, был членом комитета и участником выставки «Мир искусства» в галерее La Boёtie (1921).

В 1922 в качестве художника-декоратора и помощника режиссера театра Н. Ф. Балиева «Летучая мышь» выехал на гастроли в США и остался там. Оформил балет «Дедушка Мороз» на музыку А. К. Лядова (балетм. M. M. Фокин) для Театра Нового Амстердама в Нью-Йорке (1923), участвовал в оформлении балетов «Эльфы» Ф. Мендельсона и «Медуза» П. И. Чайковского в постановке М. М. Фокина для Метрополитен-Опера (1924). По просьбе К. С. Станиславского редактировал и подготовил к изданию его книгу «Моя жизнь в искусстве» (Boston, 1924; London, 1980). Печатался в «Новом журнале» и «Новом русском слове». Позже отошел от литературной и художественной деятельности. В 1935 его работы демонстрировались на Выставке русских художников в Булонь-Бийанкуре под Парижем. В послевоенные годы преподавал русскую словесность в Боулдере (шт. Колорадо).

Библиография:

* РГАЛИ Ф. 537. Оп. 1. Ед. хр. 128 (групповая фотография); ХРЗ.

Вишняк М. В. Годы эмиграции. 1919–1969. Париж – Нью-Йорк: Воспоминания. Стэнфорд, 1970. С. 183-184.

Минувшее: Исторический альманах. Вып. 8. М., 1992. С. 479 (указ.).

Устинов А. Б. А. А. Койранский // Русские писатели. 1800–1917: Библиогр. словарь. Т. 3. М., 1994. С. 11-13.

Сочинения:

По поводу салона независимых // Современные записки. 1921. Кн. III. С. 252-257.

Театр в Англии // Современные записки. 1920. Кн. I. С. 243-248.

Русский Берлин. 1921–1923. По материалам архива Б. И. Николаевского в Гуверовском институте / Сост. Л. Флейшман, Р. Хьюз, О. Раевская-Хьюз. Париж-Москва, 2003.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

31.10.2011