ГОНЧАРОВА Наталья Сергеевна

Gontcharova N.

Н. С. Гончарова

21 июня / 3 июля 1881 (с. Нагаево Тульской губ.) – 7 октября 1962 (Париж). Живописец, график, художник театра, художник книги.

Из дворянского рода, ведущего начало со второй половины XVIII века, приходилась правнучатой племянницей жене А. С. Пушкина Н. Н. Гончаровой-Пушкиной-Ланской. Дочь архитектора Сергея Михайловича Гончарова (1862–1935) и Екатерины Ильиничны, урожд. Беляевой. С детства жила в Москве. После окончания гимназии и недолгих занятий на историко-филологическом факультете Высших женских курсов в 1901 поступила на скульптурное отделение МУЖВЗ, где училась у С. М. Волнухина и П. П. Трубецкого; посещала класс живописи К. А. Коровина. В 1904 получила малую серебряную медаль за этюды животных из глины, но вскоре учебу прекратила.

В дальнейшем занималась в основном живописью. Решающую роль в ее судьбе сыграла встреча с соучеником по училищу М. Ф. Ларионовым, который стал ее гражданским мужем и соратником в борьбе за утверждение новых эстетических принципов в искусстве. Супруги жили в особняке Гончаровых в Трехпрудном пер., 2. В их доме бывали многие художественные деятели.

В 1901–1906 писала импрессионистские пейзажи акварелью и пастелью. Участвовала в выставках: МУЖВЗ (1904), московского Литературно-художественного кружка (1904), МТХ (1905). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева участвовала в выставке Русского искусства в парижском Осеннем салоне. Картины покупали видные московские коллекционеры: А. И. Морозов, Н. П. Рябушинский, Н. В. Рудаков, П. Г. Солодовников, М. Ф. Ходасевич.

В 1906 пришла к своеобразному синтезу кубизма и примитивизма, использовала традиции лубка, провинциальной вывески, русской иконы. Декларировала сближение русского искусства с Востоком как «первоисточником всех видов искусств». Отдавала предпочтение крестьянской и религиозной тематике: «Уборка хлеба», «Беление холста», тетраптихи «Сбор плодов» (1907–1908) и «Евангелисты» (1910), циклы «Жатва» (1911) и «Сбор винограда» (1911). Исполняла лубочные графические листы, посвященные православным святым: «Жизнь великомученицы Варвары», «Житие свв. Флора и Лавра» и др.; создала литографическую серию «Мистические образы войны» (М., 1914). Участвовала в создании футуристических книг: «Игра в аду» и «Мирсконца» В. Хлебникова и А. Крученых, «Le Futur» и «Сердце в перчатке» К. Большакова, «Вертоградари под лозами» С. Боброва (все – М., 1913; совм. с М. Ларионовым), «Садок Cудей II» (СПб., 1913), «Весна после смерти» Т. Чурилина (М., 1915) и др. Исполняла декоративные скульптуры и лепные фризы для московских особняков, разрабатывала рисунки обоев.

В 1907–1908 участвовала в московской выставке «Стефанос», в 1908–1910 – в экспозициях журнала «Золотое руно». Вместе с Ларионовым и другими единомышленниками организовала в Москве первые авангардистские выставки: «Бубновый валет» (1910/1911), «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Была одним из авторов эпатажного манифеста «Лучисты и будущники» (1913). Участвовала в передвижных «Салонах» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), в выставках: «Союз молодежи» (СПб., 1910), «Мир искусства» (СПб., 1911, 1912, 1913; член общества с 1916), «Выставка живописи 1915 г.» (M., 1915), «Der Blaue Reiter» (Мюнхен, 1912) и «1-й Немецкий осенний салон» в галерее Der Sturm (Берлин, 1913).

24 марта 1910 устроила в помещении Литературно-художественного кружка Общества свободной эстетики в Москве первую персональную выставку, которая закончилась длительным судебным разбирательством, так как полиция усмотрела порнографию в двух картинах, изображавших натурщиц, и в картине «Бог», представлявшей каменного идола «с некоторыми натуралистическими подробностями». Осенью 1913 провела в Художественном салоне на Большой Дмитровке ретроспективную выставку, представив около 800 работ, – от ранних импрессионистских этюдов до полуабстрактной серии «Художественные возможности по поводу павлина» (1911) и беспредметных работ в духе «лучизма». Весной 1914 провела персональную выставку в Художественном бюро Н. Е. Добычиной в С.-Петербурге. Выставки сопровождались лекциями о современном искусстве, вызвали общественный резонанс, острую полемику в прессе и противодействие цензуры.

В 1909 оформила спектакль «Свадьба Зобеиды» Г. Гофмансталя для частной студии К. Крафта в Москве. В 1914 исполнила для Русского балета С. П. Дягилева декорации и костюмы к оперно-балетному спектаклю «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (балетм. М. М. Фокин, Париж, Гранд-Опера). В том же году совместно с Ларионовым провела в парижской галерее P. Guillaume выставку живописных работ, которая получила восторженный отзыв Г. Аполлинера. Вернувшись в Москву, оформила спектакль «Веер» К. Гольдони для Камерного театра.

В июне 1915 по приглашению Дягилева выехала вместе с Ларионовым в Швейцарию, побывала в Испании, вдохновившей ее на создание большого живописно-графического цикла «Испанки», и в Италии. В Риме познакомилась с русско-итальянской семьей Ольгой и Анджело Синьорелли, ценителями искусства, и вместе с Ларионовым часто бывала в их доме, где встречалась с видными деятелями итальянской культуры, в частности с Элеонорой Дузе, которая в 1921 заказала ей костюмы к пьесе «Женщина у моря» Ибсена. В 1920 участвовала в XII Бьеннале в Венеции.

В 1918 окончательно поселилась в Париже. Жила с Ларионовым в Латинском квартале в доме на углу улиц Jacques Callot и de Siene (в том же доме размещается популярное в литературно-художественных кругах кафе «La Palette»), работала в мастерской на улице Visconti, 13. В 1920-е брак с Ларионовым распался. Спутником ее жизни (до середины 1940-х) стал бывший офицер, юрист, политический и общественный деятель Орест Иванович Розенфельд (1891–1964). Между тем дружеские отношения и творческий союз с Ларионовым не прекратились (в 1955 они официально оформили брак, чтобы соединить и сберечь общее творческое наследие). В 1939, с началом войны, приняла французское гражданство.

В 1920-х стала одним из основных художников дягилевской труппы; оформила балеты: «Русские сказки» А. К. Лядова (совм. с Ларионовым), «Испания» М. Равеля, «Триана» Д’Альбени, «Ночь на Лысой горе» М. П. Мусоргского, «Лиса», «Свадебка» и «Жар-птица» И. Ф. Стравинского. Исполняла эскизы кукол для Парижского кукольного театра Ю. Л. Сазоновой-Слонимской (1924).

В 1930–1940-е сотрудничала с Ballet Russe de Monte-Carlo и труппой Иды Рубинштейн, с различными европейскими театрами. Исполнила эскизы декораций и костюмов к постановкам «Болеро» М. Равеля (Париж, 1932), «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского (Буэнос-Айрес, 1932), «На Днепре» С. С. Прокофьева (Париж, 1933), «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (Каунас, 1932), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (Нью-Йорк, 1933), «Мефисто-вальс» Ф. Листа (Париж, 1935), «Золотой петушок» (новая версия; Париж, 1937), «Золушка» М. Эрлангера (Лондон, 1938), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (Лондон, 1948) и др.

Продолжала заниматься живописью, создала циклы: «Колючие букеты», «Магнолии», «Орхидеи», «Рыбы», «Павлины», «Купальщицы» и «Испанки». Исполнила графические серии «Весна» и «Город», обширную галерею театральных портретов, иллюстрации к книгам «Самум» В. Я. Парнаха (Париж, 1919), «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина (Берлин, 1921), «Город» А. Рубакина (Берлин, 1922), «Слово о полку Игореве» (Мюнхен, 1923), «Сказки» Н. Кодрянской (Париж, 1950).

Провела самостоятельно и совместно с Ларионовым выставки в Париже (Sauvage, 1918; Barbazanges, 1919; W. Hirshman, 1929; L’Époque, 1931; Le Cadran, 1939), Нью-Йорке (Kingor, 1922), Токио (Shiseido, 1923), Лондоне (Claridge, 1926).

Участвовала в выставках русского искусства в Париже (La Boёtie, 1921; Осенний салон, 1921; кафе «La Rotonde», 1925; Zak, 1930, 1936; Quatre-Chemins, 1928; L’Époque, 1931, 1932; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932), Лондоне (Whitechapel, 1921; Belgrave Square, 1935), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Гааге (1924), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935), в выставках: «Современный русский и французский театральный дизайн» (Музей Виктории и Альберта, Лондон, 1926), Международной выставке балета в Лондоне (Whitechapel, 1928), 1-я ретроспектива русского балета в Париже (Billiet, 1930), «Танец в живописи» (Париж, 1934), «Русский балет С. П. Дягилева» (Париж, 1939), выставках театрального искусства в Амстердаме (Музей Stedelijk, 1922), Токио (1923), Париже (Музей Гальера, 1933), Нью-Йорке (Музей современного искусства, 1934) и др.

Со второй половины 1930-х, несмотря на работу художницы в театрах и участие в выставках, интерес к ее творчеству упал, и стал возвращаться только в послевоенные годы – особенно после «Дягилевской выставки» в Эдинбурге и Лондоне (1954) и ряда крупных ретроспективных выставок, посвященных основоположникам авангарда: «Первые мастера абстрактного искусства» (Париж, 1949), «Воскрешение героической эпохи» (Париж, 1955), «Первое поколение абстрактного искусства» (Брюссель, 1958), «Вклад русских в современное искусство» (Франкфурт-на-Майне, 1959), «Истоки искусства ХХ века» (Париж, 1960), «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960; Париж, 1961), «Der Sturm. 1912–1932» (Берлин, 1961), «Европейское искусство в 1912 году» (Кёльн, 1962) и др. Персональные выставки прошли в Париже (Deux Îles, 1948; de l’Ínstitut, 1952, 1956; Société d’art Saint-Germain-de-Prés, 1958), Милане и Бале (1961), Лидсе (1961) и Лондоне (Brook Street Gallery, 1961). В 1945–1946 участвовала в выставках, организованных Союзом советских патриотов.

Похоронена на кладбище в Иври-сюр-Сен под Парижем, рядом с Ларионовым и его второй женой А. К. Томилиной. В 1963 мемориальная выставка состоялась в Музее современного искусства города Парижа. В 1965 и 1969 прошли выставки в Москве (Музей В. В. Маяковского, ГМИИ). В 1966 по инициативе художницы Т. Д. Логиновой-Муравьевой в Париже было основано Общество друзей Н. Гончаровой и М. Ларионова (Siège Social des Amis de Gontcharova et Larionov). В 1988, в соответствии с волей Гончаровой и Ларионова, по завещанию их общей наследницы А. К. Томилиной (умерла в 1987), большое собрание ее работ, часть архива и библиотека поступили в Государственную Третьяковскую галерею. Другая часть работ находится в Центре Жоржа Помпиду в Париже и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

В 1999 выставка парижского наследия Ларионова и Гончаровой прошла в ГТГ, в 2002 большая выставка художницы состоялась в ГРМ. В 2011 телеканал «Культура» показал документальный фильм «Больше чем любовь: Михаил Ларионов, Наталия Гончарова».

Библиография:

* Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХН СССР 3/105; ХРЗ; AI 2/545, 3/595, 5/364, 6/473, 7/533, 8/529, 11/328, 12/384, 13/388, 14/418, 15/427, 16/235, 18/290, 19/398, 20/389, 21/392, 22/317, 25/333; Naylor1; Seuphor1.

Выставка картин Наталии Сергеевны Гончаровой. 1900–1913: [Каталог]. М., 1913; СПб., 1914.

Тугендхольд Я. Выставка картин Наталии Гончаровой // Аполлон. 1913. № 8. С. 71–73.

Эганбюри Э. (Зданевич И. М.) Наталия Гончарова. Михаил Ларионов. М., 1913.

Светлов В. Гончарова и Ларионов // Театр и жизнь (Берлин). 1922. № 9. С. 4.

André de Stael. «Апостолы» Наталии Гончаровой // Театр и жизнь. 1922. № 14. С. 8–9.

М. Л. Выставка картин Н. С. Гончаровой // Числа. 1932. Кн. 6. С. 239–240.

Эфрос А. М. Камерный театр и его художники. 1914–1934. М., 1934. С. 200.

Анненков Ю. Наталия Гончарова // Возрождение. 1962. № 132. С. 108–111.

[Некролог] // Русские новости (Париж). 1962. 26 окт. (№ 908).

Шик А. Памяти Н. С. Гончаровой // Русская мысль. 1962. 6 ноября (№ 1913). С. 6.

Н. С. Гончарова. Пастели 1900-х годов: [Каталог выставки] / Сост. А. Г. Сакович. М., 1968.

Харджиев Н. Памяти Н. Гончаровой и М. Ларионова // Искусство книги. Вып. 5 (1963/64). М., 1968. С. 306–318.

Александр Бенуа размышляет…: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М., 1968.

Булгаков В. Ф. Встречи с художниками. Л., 1969. С. 235–241.

Логинова Т. Выставка Гончаровой в Лионе // Русская мысль. 1970. 5 февр. (№ 2776). С. 7.

Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX – начала ХХ века. М., 1970.

Каннак Е. Гончарова и Ларионов // Русская мысль. 1972. 20 апр. (№ 2891). С. 9.

Лидин В. У художников. М., 1972. С. 75–79.

Лифарь С. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, чародеи русской театральной живописи // Русская мысль. 1973. 10 мая (№ 2946). С. 8.

Попова В. Мои воспоминания о театральной работе с Н. С. Гончаровой // Русская мысль. 1973. 23 авг. (№ 2961). С. 8.

С. Л. [Лифарь С.] Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов как художники-декораторы в балете С. П. Дягилева // Русская мысль. 1974. 28 марта (№ 2992). С. 8; 1974. 11 апр. (№ 2994). С. 8; 1974. 18 апр. (№ 2995). С. 9.

Логинова Т. 13-я годовщина со дня смерти художницы Н. С. Гончаровой // Русская мысль. 1976. 22 янв. (№ 3087). С. 9.

Письмо Н. Гончаровой к М. Кривицкой // Там же.

Прегель А. Незабываемое прошлое // Там же.

Поспелов Г. Г. О «валетах» бубновых и валетах червонных // Панорама искусств-77. М., 1978. С. 127–142.

Русская художественная культура конца XIX–начала XX в. Кн. 4. М., 1980. С. 474 (указ.).

Логинова Т. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов // Русский альманах. Париж, 1981. С. 178–183.

К. С. (Сапгир К.) В честь Ларионова и Гончаровой // Русская мысль. 1981. 24 дек. (№ 3392). С. 13.

Логинова Т. К столетию Н. С. Гончаровой // Русская мысль. 1982. 17 июня (№ 3417). С. 13.

Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2-х тт. / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982 (указ.)

Власова Р. И. Русское театрально-декорационное искусство начала ХХ в. Л., 1984. С. 104, 152–153, 157–159.

Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900–1910-х гг. М., 1988. С. 272 (указ.).

Михаил Ларионов. Наталья Гончарова. Александр Шевченко: Об искусстве: Из архива русского авангарда. Л., 1989.

Овсянникова Е. Книжная графика Наталии Гончаровой // Искусство. 1989. № 8. С. 68–72.

Поспелов Г. Г. Наследство Гончаровой и Ларионова // Наше наследие. 1990. № 1. С. 152–158.

Поспелов Г. Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М., 1990.

Письма Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова к Ольге Ресневич-Синьорелли / Публ. Э. Гарэтто // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 5. М., 1991. С. 165–182.

Н. Лобанов-Ростовский. О театральных художниках из России (Записки коллекционера) // Евреи в культуре Русского Зарубежья. 1919–1939 / Сост. М. Пархомовский. Иерусалим, 1992. Т. 1. С. 390-420.

Григорьев С. Л. Балет Дягилева. 1909–1929. М., 1993.

Цветаева М. И. Наталья Гончарова // Цветаева М.И. Собр. соч.: В 7 т. Т. 4. М., 1994. С. 64–129.

Наталья Гончарова, Михаил Ларионов: Воспоминания современников / Сост. Г. Ф. Коваленко. М., 1995.

Берберова Н. Курсив мой: Автобиография. М., 1996. С. 718 (указ.).

Поспелов Г. От художнических версий к проверенным фактам. М. Ларионов и Н. Гончарова в Центре Жоржа Помпиду // Вопросы искусствознания. 1997. № 10. С. 421–429.

Харджиев Н. Н. Статьи об авангарде: Архив русского авангарда. В 2-х тт. М., 1997.

Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Парижское наследие в Третьяковской галерее. Графика. Театр. Книга. Воспоминания. Каталог / Авт.-сост. Е. А. Илюхина, И. В. Шумакова. М., 1999.

Михаил Ларионов, Наталья Гончарова. Шедевры из парижского наследия. Живопись. Каталог выставки / Авт.-сост. А. Г. Луканова. М., 1999.

Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова / Под. ред. Джона Э. Боулта и Мэтью Драйта. Каталог выставки. М., 2000.

Наталья Сергеевна Гончарова и Михаил Федорович Ларионов: Исследования и публикации. М., 2001.

Наталья Гончарова: Годы в России. Каталог выставки. СПб., 2002.

Андреева Е. Образцовая выставка Натальи Сергеевны Гончаровой // НОМИ. 2002. №3. С.

Баснер Е. В. Метаморфозы «чужого сюжета» в живописи М. Ф. Ларионова и Н. С. Гончаровой // Страницы истории отечественного искусства: Сб. ст. Вып. 9. СПб, 2003. С. 52–61.

Луканова А. Г. Символистские тенденции в творчестве М. Ларионова и Н. Гончаровой // Символизм в авангарде / РАН, Гос. ин-т искусствознания Мин. культ. РФ; отв. ред. Г. Ф. Коваленко. М., 2003. С. 156–166.

Русский Париж 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 176–185.

Илюхина Е. А. Н. С. Гончарова. «Портрет Т. Рябушинской» // Антикварное обозрение. 2004. № 3. С. 8–10.

Северюхин Д. Целомудрие русского авангарда: Эротика в творчестве Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой // Антикварное обозрение. 2009. № 1. С. 28–31.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 176–213.

Крусанов А. В. Русский авангард 1907–1932. Исторический обзор. Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1, 2. М., 2010.

Сохранить для России. К 80-летию Русского культурно-исторического музея в Праге / Сост. А.В. Толстой, И.В. Щеблыгина, Е.М. Букреева. – М.: ГТГ, 2015.

Гаретто Э., Вассена Р. Наталия Гончарова // Русские в Италии.

Gontcharova et Larionow. L’аrt décoratif théâtral moderne. Paris, 1916 (1919 ?).

Gontcharova N., Larionov M., Vorms P. Les Ballets Russes. Serge de Diaghilev et la décoration théâtrale. Belvès, (1930), 1955.

Nathalie Gontcharova: Oeuvres anciennes et récentes / Texte de W. George: [Catalogue]. Galerie de l’Institut. Paris, 1956.

A Retrospective Exhibition of Painting and Designes for the Theatre. Larionov and Gontcharova: [Catalogue]. London, 1961.

Larionov – Gontcharova. Gal. Schwarz. Milano, 1961.

Gontcharova–Larionov / Texte de M.-C. Dane: [Catalogue]. Musée d’Art Moderne de la ville de Paris. Paris, 1963.

George W. M. Larionov et N. Gontcharova. Paris: La Bibliothèque des Arts, 1966.

Gontcharova et Larionov: Cinquante aux à Saint Germain-des-Près. Témoignages et documents recueillis et présentés par Tatiana Loguine. Paris, 1971.

Chamot M. Gontcharova. Paris, 1972.

Rétrospective Larionov, Gontcharova / Texte par F. Daulte. Musée D’Ixelles. Bruxelles, 1976.

Chamot M. Gontcharova: Stage Design and Paintings. London, 1979.

Éganebury É. [Iliazd] N. Gontcharova, M. Larionov / Préf. De R. Gayraud. Paris, 1995.

Nathalie Gontcharova, Michel Larionov / Сonception du catalogue: Jessica Boissel. Paris: Centre Georges Pompidou, 1995.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012