БИЛИБИН Иван Яковлевич

Bilibinе I.

И. Я. Билибин.

4/16 августа 1876 (пос. Тарховка, близ Санкт-Петербурга) –7 февраля 1942 (Ленинград). График, художник театра и педагог.

Из старинного купеческого рода. Сын участника Русско-турецкой войны Якова Ивановича Билибина (1838–1904), морского врача, вышедшего в отставку в чине тайного советника; мать – Варвара Александровна, урожд. Бубнова (1848–1918). Окончил с серебряной медалью 1-ю классическую гимназию (1890–1896) и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, где проучился до 1900. Параллельно в 1895–1898 учился в Рисовальной школе ОПХ у Я. Ф. Ционглинского, в мае–июле 1898 – в школе А. Ашбе в Мюнхене, в 1898–1900 – в школе кн. М. К. Тенишевой в Петербурге. В 1900–1904 – вольнослушатель в ИАХ; учился у И. Е. Репина.

В 1899–1902 по заказу Экспедиции заготовления государственных бумаг иллюстрировал русские народные сказки: «Иван-царевич, Жар-птица и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна Сокола», «Царевна-Лягушка», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и «Белая уточка». Создал графические серии по русским былинам: «Вольга и Микула» (1902–1904), «Добрыня Никитич» (1904), «Илья Муромец» (1904), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» (1904–1905; приобретены Русским музеем, 1909) и «Сказке о Золотом петушке» А. С. Пушкина (1906–07; приобретены Третьяковской галереей, 1908). Стал признанным мастером так называемого «русского стиля», который по существу стал отечественным воплощением стиля модерн. Сотрудничал в издательствах А. Ф. Маркса, Р. Голике и А. Вильборга, «Шиповник», Московском книгоиздательстве, в журналах «Мир искусства», «Золотое руно», «Народное образование», «Солнце России», «Художественные сокровища России» и др. Исполнял плакаты, афиши, адреса, эскизы почтовых марок (в частности, серию к 300-летию Дома Романовых), рисунки для открыток Общины св. Евгении.

В 1902–1904 по заданию этнографического отдела Русского музея ездил по Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Тверской губерниям, собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. По материалам поездок написал ряд статей, а привезенные фотографии передал И. Э. Грабарю для его книги «История русского искусства».

В 1905–1906 рисовал для сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». Подвергся суточному административному аресту за публикацию карикатуры на Николая II – «Осел в 1/20 нат. вел.» («Жупел». 1906. № 3).

В 1904 впервые обратился к сценографии, оформив для Национального театра в Праге оперу «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Позже исполнил эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Действо о Теофиле» Рютбефа (1907), «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега и «Чистилище св. Патрика» П. Кальдерона (1911) – для Старинного театра, «Честь и месть» Ф. К. Сологуба (1908) – для театра «Лукоморье», к операм «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова (1908–09) и «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского (1912–13) – для московского Оперного театра С. И. Зимина, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1913) и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (1914) – для театра Народного дома в С.-Петербурге. В 1908–1909 участвовал в оформлении оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и танцевальной сюиты «Пир» для антрепризы С. П. Дягилева в Париже.

В 1900 вошел в круг художников «Мира искусства», участвовал почти во всех выставках журнала, затем – одноименного общества. В 1916 стал председателем комитета общества «Мир искусства». Участвовал в выставках СРХ (1905, 1909 и 1910; член СРХ в 1903–1910), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), выставлялся в провинции и за границей – на международных выставках в Праге (1904), Париже (1906), Берлине (1906), Венеции (1907), Вене (1908), Брюсселе (1910), Лейпциге (1914).

В 1907–1917 преподавал в Рисовальной школе ОПХ, вел класс графического искусства и младший класс композиции (с 1908). В 1915 стал одним из учредителей Общества возрождения художественной Руси. В январе 1917 был выдвинут в академики, но из-за упразднения АХ не прошел утверждения в звании.

В 1902–1911 был женат на художнице М. Я. Чемберс, от брака с которой родились сыновья Александр (1903–1972), также ставший художником, и Иван (1908–1993) – журналист, в течение сорока лет возглавлявший канцелярию вел. кн. Владимира Кирилловича. В 1912–1917 состоял в гражданском браке с художницей Рене Рудольфовной О’Коннель (1891–1981).

После февраля 1917 вошел в состав Особого совещания по делам искусств ив Комиссию по охране памятников искусства и старины. В сентябре 1917 уехал в свое имение Батилиман на Южном берегу Крыма. В это время сблизился с художницей Л. Е. Чириковой (дача ее отца, писателя Е. Н. Чирикова, находилась по соседству). Работал в Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, участвовал в организации ялтинской выставки «Искусство в Крыму» (октябрь 1918). В октябре–ноябре 1919 жил в Ростове-на-Дону, где сотрудничал в Осведомительном агентстве (Осваг) при правительстве генерала А. И. Деникина. В декабре 1919 переехал в Новороссийск.

21 февраля 1920 на гражданском пароходе «Саратов» вместе с Л. Е. Чириковой и ее сестрой Валентиной эвакуировался из Новороссийска. 13 марта 1920 через Стамбул и кипрский порт Фамагуста попал в Александрию. Был помещен в лагерь для русских беженцев в Телль-аль-Кебире (между Каиром и Исмаилией), находившийся под опекой английских колониальных властей. Вскоре, благодаря поддержке бывшего русского консула перебрался в Каир, где снял небольшой дом в центре города на улице Антикхана. В Каире стал получать заказы от греческого магната Бенаки, а затем и других членов греческой колонии. Создал декоративные панно «Поклонение византийскому царю и царице» (1920), «Борис и Глеб на корабле» (1922), «Плач Ярославны» (1922), «Всадник» (1923), «Восточный танец» (1924), «Персидская княжна» (1924). Оформил балеты «Русская сказка» и «Роман мумии» Н. Н. Черепнина для египетского турне Анны Павловой (1923). Исполнил эскизы иконостаса и фресок для церкви Поликлиники русских врачей-специалистов в Каире (1921). В поездках в Верхний Египет к Луксорскому храму (1921, 1925), в Палестину и Сирию (1924) написал множество акварельных этюдов.

В апреле 1922 расстался с Л. Е. Чириковой, которая уехала в Европу. В феврале 1923 сблизился с приехавшей из Петрограда своей бывшей ученице А. В. Щекатихиной-Потоцкой, которая вскоре стала его женой. В октябре 1924 супруги поселились в Александрии. В декабре 1924 – январе 1925 местное Общество любителей искусства провело их совместную выставку. В 1925 исполнил эскизы иконостаса и фресок для Сирийского православного храма в Александрии.

В августе 1925 переехал с женой в Париж. Снял на бульваре Пастера большую мастерскую и квартиру, где бывали русские политические деятели, литераторы, художники и артисты. В 1927 купил участок земли в пригороде Тулона Лафавьер на Средиземном море, по соседству с дачами Саши Черного и П. Н. Милюкова, ежегодно проводил здесь летние месяцы.

В 1925 стал членом-основателем общества «Икона», в 1927 был избран в Совет общества. С 1926 преподавал на Курсах прикладного искусства при Русском народном университете, с 1927 вел класс композиции в Русском художественно-промышленном институте, в 1929–1930 преподавал в Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой. Был членом Союза деятелей русского искусства во Франции, в 1933 возглавлял в нем секцию художников. Член Центрального Пушкинского комитета в Париже (1935–1936) и член Правления Общества друзей русской книги. Неоднократно предоставлял свои работы для художественных лотерей.

В 1926–1927 рисовал открытки для русских издательств Н. Карбашникова в Париже и О. Дьяковой в Берлине. В 1927 во второй раз (после 1904) побывал в Праге, исполнил эскизы фресок, иконостаса и наружных мозаик для православного храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище.

В 1927–1931 работал над эскизами костюмов и декораций для спектаклей русских оперных сезонов в Театре Елисейских полей: «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Царская невеста» (1930) Н. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина (1930), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1931). В 1931 оформил балет «Жар-птица» И. Ф. Стравинского в постановке М. М. Фокина для театра Colon в Буэнос-Айресе, в 1934 – оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова для Городского театра в Брно, в 1935 – оперу «Сказка о царе Салтане» для Национального театра в Праге.

Оформлял обложки (в том числе для журналов «Жар-Птица» и «Иллюстрированная Россия»), титульные листы, адреса, афиши, торговые марки и т.п. Выполнил обложки для книг: «Колос: Русские писатели русскому юношеству» (Шавиль, 1928), «Хрестоматия по истории русской литературы» (София–Париж, 1931–1932), «Солдатские сказки» Саши Черного (Париж, 1933), «Шарманка» В. В. Корсака (Париж, 1938) и др.

С 1930 получал заказы от французских издательств, для которых иллюстрировал сборники русских, французских и немецких сказок, сочинения по истории: «Сказки избы» (Contes de l’isba. Paris: Boivin et Cie, 1931), «Сказки ужа» Жанны Рош-Мазон (Roche-Mazon J. Contes de la couleuvre. Paris: Boivin et Cie, 1932), «Ковер-самолет, трубочка из слоновой кости и волшебное яблоко. Сказка тысячи и одной ночи» (Le tapis Volant, le tuyau d’ivoire et la pomme magique: Conte des mille et une nuits. Paris: Flammarion, 1935), «Русалочка» (La Petite sirène. Paris: Flammarion, 1937), «Москва» Мориса Пешерона (Pecheron M. Moscou. Paris: Fernand Nathan, 1936) и др. Исполнил серию картин на сюжеты арабских сказок для детских учреждений.

Провел персональные выставки в Праге (1927), Амстердаме (1929, совм. со Щекатихиной-Потоцкой) и Моравской Остраве (1934, совм. с К. А. Коровиным). Входил в парижскую группу «Мир искусства». Участвовал в выставках русского искусства в Амстердаме и Гааге (1924), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Берлине (1930), Париже (Devambez, 1921; Bernheim-Jeune, 1927;. Girchman, январь, апрель 1930; d’Alignan, 1931; La Renaissance, 1932; Salle Yteb, 1932), Лондоне (1935), Праге (1935), Градце Кралове и Брно (1931–1932). Участник салона Тюильри (1929–1932) и Осеннего салона (1932).

В 1934 познакомился с советским послом во Франции В. М. Потемкиным. В сентябре 1935 принял советское гражданство. В 1936 исполнил панно «Микула Селянинович» для советского посольства. В сентябре того же года на пароходе «Ладога» из Антверпена отправился с женой на Родину. Поселился в Ленинграде, с 1937 жил на Гулярной улице, 25 (ныне ул. Лизы Чайкиной; установлена мемориальная доска).

Сразу по возвращении был назначен профессором графической мастерской Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1939 утвержден в звании профессора и доктора искусствоведения). В ленинградский период оформил оперу «Сказка о царе Салтане» для Государственного театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1936–37) и пьесу «Полководец Суворов» И. В. Бахтерева и А. В. Разумовского для Государственного театра драмы им. А. С. Пушкина (1939); иллюстрировал для Гослита «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина (1936–1937), роман «Петр I» А. Н. Толстого (1937) и «Песнь про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова (1938–1939). Участвовал в декоративных работах для Дворца Советов в Москве.

Последние дни провел в блокадном Ленинграде, в общежитии-бомбоубежище АХ, работал над иллюстрациями к книге Н. В. Водовозова «Слово о стольном граде Киеве и русских богатырях» (последней работой стал эскиз иллюстрации к былине «Дюк Степанович»). Умер от голода в больнице при АХ. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств на Смоленском кладбище.

В 1952/1953 в Ленинграде, Москве, Киеве и Таллине прошла первая в России персональная выставка. Выставки состоялись в Москве (1976, ГЦТМ) и Ленинграде (1977, 1978–1980 и 1994/1995). Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ, ГМИИ и ГЦТМ, а также в Музее Виктории и Альберта в Лондоне и музее Ashmolean в Оксфорде.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 12. 1900. Д. И-85.

* Балет; Лобанов-Ростовский; РЗФ; ХН СССР 1/397; ХРЗ.

Камышников Л. И. Я. Билибин // Северные зори. 1909. № 3. С. 23–24.

Лазаревский И. И. Я. Билибин и его произведения // Солнце России. 1911. № 22 (62). С. 2.

Г. Л. [Лукомский Г.]. Как живет и работает И. Я. Билибин // Жар-птица. 1921. № 2. С. 33, 34.

С. Э. (Эрнст С.). И. Я. Билибин (К ХХV-летию художественной деятельности) // Жар-птица. 1926. № 14. С. 2–8.

Мишеев Н. И. И. Я. Билибин // Перезвоны (Рига). 1928. № 40. С.1253–1259.

Бенуа А. Н. Билибин в новой книжке // Последние новости. 1932. 22 дек. (№ 4292).

Бенуа А. Н. Новая книжка Билибина // Последние новости. 1934. 4 янв. (№ 4670).

Корнилов П. И. Я. Билибин – мастер национальной формы в русском искусстве // Ленинград. 1943. № 17/18 (обл. С. 3–4).

Билибин Иван Яковлевич. 1876–1942: Каталог выставки / Сост. Ю. Ф. Лобанова и др. Вступ. ст. В. Саянова и В. Цветкова. М., 1952.

И. Я. Билибин 1876–1942: Альбом / Вступ. ст. Н. Поповой. М., 1961.

Голынец С. Иван Билибин // Художник. 1966. № 8. С. 50–56.

Мозалевский И. Памяти И. Билибина // Там же. С. 64.

Белецкий П. Художник-сказочник: К 90-летию со дня рождения И. Я. Билибина // Там же. С. 67–69.

Климов Е. Последние дни И. Я. Билибина // Там же. С. 70, 71.

Липович И. Н. Иван Яковлевич Билибин. Л., 1966.

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.).

Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / Ред.-сост., автор вступ. ст. и ком-мент. С. В. Голынец. Л., 1970.

Голынец Г. В., Голынец С. В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972.

Климов Г. Е., Юниверг Л. И. Автобиография творчества // В мире книг. 1976. № 8. С. 24–27.

Климов Г. Е. Поиски пера Жар-птицы: Жизнь и творчество русского художника И. Я. Билибина по материалам коллекции Е. П. Климова. М., 1981.

Сергей Дягилев и русское искусство. Статьи, открытые письма, интервью. Переписка. Современники о Дягилеве. В 2-х тт. / Сост. И. С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982 (указ.)

Голынец С. Иван Билибин. Л., 1988.

Окунь М. Смотритель // Искусство Ленинграда. 1990. № 10. С. 72–77.

Левитский В. Ранние годы графики «Мира искусства»: Из воспоминаний очевидца // Новый мир искусства. 1998. № 1. С. 2–7.

Russian Stories. Ivan Bilibin: [Catalogue]. University of Brighton Gallery, 1993.

Иван Билибин. 1876–1942. Альбом / Авт.-сост. Т. Ф. Верижникова. СПб., 2001.

Кшицова Д. «Я большой националист и очень люблю Россию»: И. Я. Билибин и Чехия // Наше наследие. 2004. № 70. С. 140–151.

Голынец С. В. Художник русской сказки и былины. И. Я. Билибин // Знаменитые универсанты: Очерки о питомцах Санкт-Петербургского университета. Т. III. СПб., 2005. С. 285–303.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2009. С. 124–153.

И. Я. Билибин в Египте 1920–1925. Письма, документы и материалы / Сост. В. В. Беляков. М., 2009.

Архивы:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

22.03.2012