АЛАДЖАЛОВ Константин Иванович

Alajalov Constantin

К. Аладжалов. 1926.

18 ноября 1900 (Баку, по другим сведениям Нахичевань-на-Дону) – 24 октября 1987 (Нью-Йорк). График.

Из армянской семьи. Старший брат советских художников Семена и Степана Аладжаловых. Детство провел в Ростове-на-Дону. Окончив гимназию, самостоятельно занялся рисованием. В 1917–1918 учился в Петроградском университете. Вернувшись в Ростов-на-Дону, сотрудничал в журнале «Искусство». Участвовал в 8-й Весенней выставке Ростовско-Нахичеванского общества изящных искусств (1918), выполнял графические декоративные элементы (заставки и т.п.) для журнала «Донская волна» (1918–1919). В 1919–1920 работал по заказам революционных властей на Кавказе: рисовал портреты вождей, расписывал агитпоезд. Участвовал в выставке в Баку (1920).

Летом 1921 через Персию эмигрировал в Константинополь. Расписывал ночные клубы, рисовал киноафиши и портреты посетителей в ресторанах. В 1923 на транспорте для гуманитарной помощи перебрался в Германию, оттуда – в США. Поселился в Нью-Йорке. В 1928 получил американское гражданство. Первые годы расписывал частные дома, русские ночные клубы на Манхэттане («Bi-Ba-Bo Club» и др.), писал заказные портреты, занимался сценографией (в частности, для труппы М. Мордкина), рисовал афиши для театра и кино. Входил в круг американского художника и мецената Роберта У. Чэнлера. Вместе с В. Бобрицким, Н. Циковским, Д. Бурлюком и др. участвовал в издаваемом Чэнлером "Альманахе пилигримов" (1925–1926).

В 1926 через Д. Д. Бурлюка и Кристиана Бринтона познакомился с Катрин Дрейер, основательницей Société Anonyme. По просьбе К. Дрейер оформил в конструктивистском стиле обложку буклета экспозиции современного искусства на Всемирной выставке в честь 150-летия подписания Декларации независимости США, состоявшейся в 1926 в Филадельфии (Sesqui-Centennial International Exposition), а также обложку и макет книги «Современное искусство» для выставки в Бруклинском музее (1926/1927), организованную Société Anonyme. На выставке в Бруклинском музее показал 4 живописных работы.

С 1926 создавал рисунки для обложек американских журналов. Большинство их них выполнены в мягкой юмористической манере. Был единственным художником работавшим одновременно для двух крупнейших изданий «The New Yorker» (171 обложка, 1926–1960) и «The Saturday Evening Post» (73 обложки в 1945–1962). Работал также для журналов «Life», «Vogue», «Fortune», «New Masses», «Vanity Fair».

В разные годы иллюстрировал около двух десятков книг: «Золушка» А. Д. Миллер (A.D. Miller. Cinderella / retold in verse, 1929), «Книга песен Дж. Гершвина» (George Gershwin’s Song-book. 1932), «Семейный альбом» П. Чавчавадзе (Family Album by Paul Cavchavadze. 1949), «От Иеговы до джаза» Хелен Кауфман (H. L. Kaufmann. From Jehovah to Jazz. 1968), несколько детских книг Корнелии Скиннер (Cornelia Skinner). В 1941 выиграл на конкурсе заказ на создание трех декоративных панно для комфортабельного лайнера «S. S. America».

Провел персональные выставки в Нью-Йорке (галерея Carstairs, 1942), Далласе, Голливуде и Уичито (шт. Канзас). Был членом Филадельфийского акварельного клуба. В 1942 вышел в свет альбом репродукций его рисунков под названием «Жанровые картины» («Conversation pieces»), текст для которого написала известная американская журналистка Жанет Фланнер. В 1940–1950-е преподавал композицию и рисунок в художественной школе А. П. Архипенко и рисовальной школе «Феникс» в Нью-Йорке, читал лекции по композиции в Парсоновской художественной школе.

Архив художника хранится в библиотеке университета в Сиракьюсе, в Институте Смитсониан в Вашингтоне, в Архивном исследовательском центре Ховарда Готлиба в Бостонском университет. Представлен в Бруклинском музее, Музее современного искусства в Нью-Йорке, художественных музеях Филадельфии и Далласа.

Графический портрет художника исполнил А. Е. Яковлев.

Библиография:

* Бурлюк; ХРЗ; AI 4/15, 5/12, 6/14; WWAA 1947/20, 1966/4, 1978/7, 1986/10.

Стоммельс С.-А., А. Лемменс. "Альманах пилигримов": русские в Нью-Йорке (1925–1926) // Деятели американской культуры из Российской империи. Сб. статей по итогам выставки и научной конференции в ГРМ. СПб., 2009. С. 131–141; илл.

Constantin Alajalov. Conversation pieces / Сommentary by Janet Flanner / New York; London: The Studio publications Inc., 1942.

Dreier K. S. Constantin Alajalov // Collection of the Société Anonyme: Museum of Modern Art 1920. New Haven: Yale University Art Gallery, 1950. P. 70–71.

Herbert R. L., Apter E. S., Kenny E. K. The Société Anonyme and the Dreier Bequest at Yale University: A Catalogue Raisonné. New Haven; London: Yale University Press, 1984. P. 36–37.

Архивы:
Сайты:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

03.11.2011