АННЕНКОВ Юрий (Георгий, Жорж) Павлович, лит. псевд. Б. Темирязев

Annenkoff (Annenkov) Georges, pseud. littéraire B. Tуmirjaseff

Ю. П. Анненков. 1917-1919.

11/23 июля 1889 (Петропавловск, Акмолинской обл., ныне Казахстан) – 12 июля 1974 (Париж).

Живописец, график, иллюстратор, художник театра и кинематографа, литератор, общественный деятель.


1889–1917

Второй из пятерых детей народовольца Павла Семеновича Анненкова (1859–1920), впоследствии одного из руководителей страхового общества «Надежда», с 1905 члена партии Конституционных демократов. В 1884 отец был сослан на поселение в Западную Сибирь, где в 1887 обвенчался с Зинаидой Александровной Маковой (1866–1937), чьи родители тоже были сосланными в Сибирь народовольцами. В 1889 семья переехала из Западной Сибири в Самару, с 1894 жила в С.-Петербурге.

В 1900 Юрий Анненков поступил в 12-ю петербургскую казенную гимназию, откуда весной 1906 был исключен за участие в издании гимназического журнала; в 1908 он закончил частную гимназию С. А. Столбцова. В гимназические годы несколько месяцев посещал ЦУТР имени бар. Штиглица, в последних классах гимназии рисовал с натуры в домашней студии классного учителя рисования Шульца.

В 1900-е семья Анненковых проводила летние месяцы в дачном доме в пос. Куоккала (ныне пос. Репино) под С.-Петербургом. Ближайшими соседями по даче были семьи Пуни, Лихачевых, Короленко. У Анненковых, которые построили на участке второй дом, после выхода из Петропавловской крепости жила Вера Фигнер. В 1908 в этом доме поселилась семья К. И. Чуковского. Через него Юрий познакомился со многими петербургскими литераторами и с И. Е. Репиным. В 1915 дом занимал Н. Н. Евреинов.

В 1908 поступил на юридический факультет Петербургского университета, в том же году начал посещать студию С. М. Зейденберга (одновременно с М. З. Шагалом). В 1909 ему было отказано в поступлении в Императорскую Академию художеств, вероятно, по причине неблагонадежности. С осени 1909 занимался в мастерской Я. Ф. Ционглинского. В то время писал пейзажи и портреты в реалистической манере с элементами импрессионизма, увлекался живописью Малявина, Репина, Федотова. Летом 1910 выполнил эскизы стенной росписи и запрестольный образ Христа на стекле для Покровский церкви в с. Павы, Лужского уезда (ныне Пороховской р-н Псковской обл.; не сохранились).

В ноябре 1910 явился в призывную комиссию и после освидетельствования получил освобождение от воинской повинности. 1 июня 1911 был отчислен из университета, так как с осени 1910 не вносил платы за обучение.

В мае 1911 по совету Ционглинского отправился в Париж для дальнейшего совершенствования в искусстве и знакомства с новыми художественными течениями. С июня до октября 1911 жил вместе со старшей сестрой и младшим братом в г. Росков (Бретань), где работал на биологической станции, делал зарисовки морской флоры и фауны.

С октября 1911 снимал на Монпарнасе мастерскую вместе с С. Балабановым, посещал мастерские Ф. Валлотона и М. Дени, изучал различные графические техники, рисовал в академиях Гранд Шомьер, Р. Жюльена, Ла Палетт. Ради заработка позировал в Русской академии Марии Васильевой. Подружился с О. Цадкиным, М. Кислингом, был знаком с Х. Орловой, Е. Кругликовой, А. Архипенко, А. Модильяни. По собственному свидетельству, весной 1913 впервые выставил свои картины в парижском Салоне независимых (в каталоге не фигурирует).

Осенью 1913 вернулся в Петербург. Летом 1914 познакомился с танцовщицей Е. Б. Гальпериной, выступавшей в составе группы молодых артистов МХТ в Летнем театре в Куоккале. В феврале 1915 они обвенчались в Москве.

В октябре 1913 был приглашен Н. Н. Евреиновым в качестве художника в театр «Кривое зеркало», где с 1914 стал заведующим художественной частью. Оформлял спектакли и миниатюры в других театрах Петрограда (Троицкий театр, Летний театр в Куоккале и др.) и Москвы (Театр им. В. Ф. Комиссаржевской, «Летучая мышь»). Сценографические решения спектаклей «Скверный анекдот» по Ф. М. Достоевскому в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской и «Нос майора Ковалева» в театре «Кривое зеркало», осуществленные в 1914, положили начало (наряду со сценографическими работами М. В. Добужинского того же времени) экспрессионизму на русской сцене. Летом 1916 вместе с Н. Н. Евреиновым покинул театр «Кривое зеркало». Создал иллюстрации к книге Н. Н. Евреинова «Театр для себя» (Ч. 2. Пг., 1916).

С осени 1913 работал в журнале «Сатирикон», где за 7 месяцев поместил около 80 рисунков. Публиковал рисунки также в журналах «Весна» (1914), «Театр и искусство» (1913–16), «Лукоморье (1914), «Отечество» (1914), «Солнце России» (1917), «Аргус» (1917, 1918) и др. Выполнил для журналов множество шаржей и графических зарисовок артистов, режиссеров, художников, композиторов.

В предреволюционные годы создал ряд сюжетных картин: «Адам и Ева» (1913–1918, ГТГ), «Желтый траур» (1914, не сохр.), «Бретань» (1916, частн. собр.), «Купальщики» (1918), декоративные панно «Дикарка» (1914), «Испания» (1915) и др.


1917–1924

В марте 1917 вошел в возобновивший свою деятельность Союз молодежи и был выбран делегатом в Союз деятелей искусств (СДИ), активно участвовал в его работе в составе «Блока левых». В июле 1917 стал членом-учредителем Профессионального союза художников-декораторов. 7 апреля 1918 на общем собрании СДИ был избран в состав Исполкома. Тогда же направил открытое письмо комиссару по охране музеев, дворцов и художественных коллекций Г. С. Ятманову с протестом против разрушения памятников. В январе 1919 помогал скрываться Б. В. Савинкову. В 1919–1920 – профессор ПГСХУМ. В 1919–1921 – член правления петроградского Дома искусств. Весной 1924 вместе с Д. Штеренбергом разработал устав Общества станковистов (ОСТ) и стал его членом-учредителем.

В конце июля 1920 ездил на неделю в Ростов-на-Дону, чтобы забрать больного отца, который в сентябре умер от рака в Петрограде. Брат Александр вместе с войсками Врангеля отбыл в эмиграцию. В 1921 умерли брат Борис и племянница Надежда. В августе выполнил посмертный портрет А. А. Блока и был в числе несших гроб поэта. В октябре провожал за границу М. Горького. В мае 1924 развелся с Е. Анненковой, в июне вступил в брак с В. И. Мотылевой, актрисой МХТ.

В послереволюционные годы продолжал активно работать в театрах. Постановка и оформление спектакля по притче Л. Н. Толстого «Первый винокур» (1919, Эрмитажный театр) вошли в историю советского театра как провозвестник и самый ранний пример дерзких театральных экспериментов последующего периода (С. Радлова, В. Мейерхольда и др.). В 1920–1922 – заведующий художественной частью театра Вольной комедии в Петрограде, оформил там более 10 спектаклей, в т.ч. впервые – «Самое главное» Н. Н. Евреинова. В театре БДТ оформил в 1922 спектакль «Газ» Г. Кайзера и «Бунт машин» К. Чапека в переделке А. Н. Толстого; обе постановки (в режиссуре К. Хохлова) стали событиями в театральной жизни, поразив современников оригинальностью и эффектностью конструктивистских декораций.

В 1918 участвовал в праздничном оформлении Марсова поля в Петрограде (к 1 мая), улиц и Красной площади в Москве (к 7 ноября). В 1920 – режиссер, сценарист и художник (совм. с М. В. Добужинским и В. А. Щуко) массового зрелища «Гимн освобожденному труду» (состоялось 1 мая у здания Фондовой биржи в Петрограде); автор декораций и один из режиссеров самого крупного массового зрелища «Взятие Зимнего дворца» (7 ноября на Дворцовой площади).

В 1919–1924 в газете «Жизнь искусства», журналах «Дом искусств» и «Вестник театра», в альманахе «Арена» опубликовал ряд статей полемического характера, по большей части посвященных пропаганде новых театральных форм – движущихся декораций, сложного освещения, «циркизации и мюзикхоллизации» драматических спектаклей. Выступал с устными докладами «о театре чистого метода» в Москве и Петрограде.

В 1918‒1924 значительное место в творчестве художника стала занимать книжная и журнальная графика. Иллюстрировал рассказы М. Кузмина, Ф. Чудновского, Е. Замятина, К. Федина, публиковавшиеся в журналах; сделал много рисунков, заставок и концовок для журналов «Красный милиционер» (1919–21), «Мухомор» (1922), «Дрезина» (1923–24) и др., разработал серийные обложки для журнала «Современный Запад» и альманаха «Круг». В 1918 в артели «Сегодня» издал книжку собственных стихов с иллюстрациями (часть экземпляров была раскрашена от руки). Создал иллюстрации и обложки книг: А. Беленсон «Искусственная жизнь» (1921), В. Шкловский «Революция и фронт» (1921), Н. Никитин «Рвотный форт» (1922), Б. Пильняк «Никола-на-Посадьях» (1923), Вс. Иванов «Бронепоезд № 14-69» (1923), Э. Синклер «Американская кровь» (1923), Дж. Лондон «Железная пята» (1923), К. Чуковский «Мойдодыр» (1923, выдержала более 25 переизданий) и др. Среди книжной графики этого периода наибольшую известность получили иллюстрации к поэме А. А. Блока «Двенадцать», вышедшей в свет в 1918 в издательстве «Алконост».

После революции продолжал создавать живописные полотна в духе кубофутуризма и сезаннизма, а также ассамбляжные композиции с использованием предметных вставок из металла, дерева и т. п. Среди такого рода композиций была и «объемная» абстрактная живопись.

На ранний советский период пришелся расцвет портретного творчества художника. В 1917–1919 он создавал очень разные по стилю и технике портреты своих знакомых – людей творческих профессий из петроградской и московской художественной среды (А. Лурье, М. Шерлинг, В. Шкловский, М. Горький, С. Балабанов). В 1922 выпустил альбом «Портреты» с текстом М. Кузмина, Е. Замятина и М. Бабенчикова, в котором было воспроизведено 80 графических и живописных работ, созданных в 1911–1921, в том числе портреты А. Ахматовой, А. Блока, Г. Иванова, М. Кузмина, М. Горького, Ф. Сологуба, А. Ремизова, А. Волынского, К. Чуковского, В. Ходасевича, М. Бабенчикова, Е. Замятина, В. Пяста, Б. Пастернака, Г. Уэллса, Н. Альтмана, А. Бенуа, А. Радакова, З. Гржебина, Н. Евреинова, Ф. Комиссаржевского, Н. Петрова, Е. Анненковой, В. Мотылевой, О. Глебовой-Судейкиной. В портретном жанре разработал индивидуальный вариант утверждавшегося на западе стиля ар деко, сочетавший академический рисунок с острым гротеском и элементами авангарда.

В 1923 по государственному заказу работал над портретами Л. Троцкого и других советских военачальников. С этой целью несколько раз выезжал в ставку Троцкого. В феврале 1923 оформил приказ Реввоенсовета № 279 к 5-летнему юбилею РККА за подписью Троцкого.

В течение 1923–1924 исполнил портреты членов высшего руководства страны (Г. Зиновьева, Л. Каменева, В. Антонова-Овсеенко, И. Сталина), а также посмертный портрет Ленина, получивший первую премию на негласном правительственном конкурсе. Крупноформатное полотно с портретом Л. Троцкого (а также живописные портреты издателя А. Тихонова и партийного критика В. Полонского) и несколько графических портретов были отобраны для советской экспозиции на XIV Международной биеннале искусств в Венеции. Посмертный портрет Ленина был показан на специальной выставке портретов В. И. Ленина (Москва, 1924). В 1926 была издана папка литографированных портретов «вождей» – «Семнадцать портретов». Она не поступала в продажу, а в 1928 почти весь тираж был уничтожен.


1924‒1939

В 1924 получил разрешение вместе с женой посетить биеннале в Венеции, где выставлялись его живописные и графические работы. Выехав из Москвы в конце июля, Анненковы побывали в Венеции, провели несколько дней у М. Горького в Сорренто, затем поехали в Рим, а в начале августа прибыли в Париж. 4 декабря 1924 присутствовал на торжественном открытии советского полпредства в Париже (вместе с И. Г. Эренбургом и В. В. Маяковским). В отличие от многих советских художников, приезжавших в то время в Париж, Анненков активно общался с эмигрантами и быстро вошел во французскую художественную среду. Принимал активное участие в групповых выставках русских художников в Париже, Брюсселе и Праге. С 1929 стал невозвращенцем.

Оказавшись в Париже, начал активно работать для театра, отдавая предпочтение сотрудничеству с русскими труппами. В 1925 вместе с Ф. Ф. Комиссаржевским организовал театральное кабаре «Arc en ciel», вскоре превратившееся в Дом артиста для русских эмигрантов. С конца 1920-х сотрудничал с Н. Ф. Балиевым, оформил для его «Летучей мыши» ряд скетчей, оригинальную постановку драмы «Пиковая дама» (1931) и юбилейное представление «Балиев улыбается» (1933). В 1930 переоборудовал зал театра Гэте (Théâtre de la Gaîté) для гастрольных спектаклей труппы В. Э. Мейерхольда и организовал в фойе выставку русских художников, включив в нее портрет режиссера своей работы. С 1933 сотрудничал с антрепризой Б. Ф. Нижинской. В 1932–1933 оформлял балеты в Театре Елисейских полей (хореография Дж. Баланчина, Л. Мясина). Оформил ряд драматических спектаклей: «Passage de Princes» Ж. Мерэ (1933), «Victoria Regina» А. Моруа (1936) в Театре Мадлен, «Ревизор» Н. В. Гоголя для Пражской труппы МХТ (1935); с 1936 оформил ряд спектаклей для Русского драматического театра, в т. ч. «Певец своей печали» О. Дымова, в 1938 – поставил и оформил пьесу «Событие» В. Сирина (Набокова).

С 1933 работал в кино как художник по костюмам. До 1939 разработал костюмы и гримы для полутора десятка фильмов, сотрудничая с таким режиссерами, как А. Грановский, А. Литвак, В. Туржанский, Ф. Оцеп, Г.В. Пабст, А. Ганс, М. Л’Эрбье. По его рисункам печатались афиши и рекламные издания к фильмам.

В 1931 принимал активное участие в оформлении и подготовке к изданию еженедельника «Сатирикон», где под различными псевдонимами за 5,5 месяцев поместил более 150 рисунков, в т.ч. галерею сатирических портретов-карикатур советских партийных деятелей (В. Молотова. К. Ворошилова, С. Буденного, Н. Крыленко, А. Коллонтай, Н. Крупской, И. Сталина).

Иллюстрировал французские издания, в том числе L. Durtain «Crime à San-Francisco» (Л. Дюртен «Преступление в Сан-Франциско») (1927), E. D’Astier «Passage d’une Americaine» (Э. Д’Астье «Приключения американки») (1927), Ivan Goll «Die Eurokokke» (И. Голь «Еврококке») (1928), L. Cheronnet «Extra-Muros» (Л. Шеронне «Вне городских стен») (1929), P. Bost «Le Cirque et le Music-Hall» (П. Бост «Цирк и мюзик-холл») (1931) и др.

В 1920–1930-х выполнил серию графических портретов бывавших в Париже советских деятелей искусства ‒ И. Бабеля, Б. Пильняка, И. Эренбурга, А. Толстого, С. Прокофьева, С. Эйзенштейна и др.; русских эмигрантов ‒ Н. Балиева, О. Спесивцевой, В. Инкижинова, А. Керенского; живописные портреты матери (З. А. Анненковой), Л. Никулина, Б. Суварина, Ю. Лида; французских политических деятелей – М. Паза, Л. Блюма; и деятелей кино ‒ Г. В. Пабста, А. Ганса, Ж. Габена, М. Сольдати.

В 1926 под псевдонимом Б. Темирязев опубликовал рассказ в журнале «Звено», который занял первое место на читательском конкурсе. С этого времени регулярно публиковал рассказы, очерки и статьи в эмигрантской периодике как под псевдонимом, так и под своей фамилией. В 1934 под именем Б. Темирязев издал в Берлине «Повесть о пустяках».


1939–1945

14 июня 1940, подобно многим парижанам Анненков, за день до оккупации покинул город. Впоследствии он описал этот массовый исход в повести «Побег от истории» (опубликована в журнале «Возрождение», 1960, №№ 100–105). Вернувшись в Париж, работал в театре и кино. В 1941–46 жил в отеле «Таранн» на бульваре Сен-Жермен с киноактрисой и поэтессой Натали Наттье (Наталья Беляева).

В годы войны принял участие в работе над 10 фильмами, среди которых были такие известные, как «Кавалькада любви» (1940), «Герцогиня де Ланже» (1942) по повести О. Бальзака, «Горбун» (1944), «Отец Сергий» (1945) по Л. Н. Толстому. В 1943 на французские экраны вышел ставший культовым фильм «Вечное возвращение» по сценарию Жана Кокто, основанному на сюжете о Тристане и Изольде. Анненков создал для персонажей «вневременные костюмы». Необычная прическа главной героини (М. Солонь) – высветленные до белизны волосы, свободно падающие на плечи, и пуловер главного героя (Жан Маре) – быстро вошли в моду.

В тот же период поставил и оформил три оперы на сцене Большого зала Плейель: «Пиковая дама» П. И. Чайковского (декабрь 1940, Русская опера кн. Церетели), «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1943) и «Женитьба» М. П. Мусоргского – Н. Н. Черепнина.


1945–1974

По окончании войны сотрудничал с Союзом советских патриотов, участвовал в выставках, организованных художественной секцией Союза в 1945‒1946, опубликовал 2 статьи о художниках в газете «Советский патриот». В августе 1946 был в числе эмигрантов, приглашенных на ужин к А. В. Руманову для встречи с И. Г. Эренбургом и К. М. Симоновым. Вскоре после этого, прочитав в одной из советских газет доклад А. А. Жданова с осуждением журналов «Ленинград» и «Звезда» и оскорбительными нападками на М. М. Зощенко и А. А. Ахматову, порвал с Союзом советских патриотов и подал заявление на получение Нансеновского паспорта (был выдан в начале 1947). В дальнейшем не скрывал своих антисоветских убеждений, выступал на радио «Свобода», писал антисоветские по духу статьи в эмигрантской и западной периодике. В 1966 побывал на съезде антисоветского Народно-трудового союза (НТС) в Мюнхене.

В 1955 официально развелся с В. И. Мотылевой, в марте 1956 вступил в брак со своей ассистенткой Мадлен Рабюссон.

В 1950‒1960-х регулярно участвовал в мемориальных (памяти Н. Н. Евреинова, Е. Замятина, Б. Пастернака, А. Ремизова и др.), литературных и юбилейных собраниях русских эмигрантов, выступал на радио с воспоминаниями о русских деятелях культуры. В 1965 присутствовал в Оксфорде на присвоении А. А. Ахматовой звания доктора honoris causa, в Париже принимал ее у себя в мастерской. В 1967 участвовал в учреждении исполнительного комитета Общества сохранения русских культурных ценностей по изданию «Золотой книги русской эмиграции», начал сбор материала о русских в западной кинематографии.

В послевоенный период продолжал активно работать в кино, на его счету появились такие известные фильмы как «Пасторальная симфония» (1946, реж. Ж. Деланнуа), фильм-опера «Травиата» (1947, реж. К. Галлоне), хорошо известный в СССР фильм «Пармская обитель» (1948, реж. Кристиан-Жак), «Легенда о Фаусте» (1948, реж. К. Галлоне), «Калиостро» (1949, реж. Орсон Уэллс, продюсер Григорий Ратов). Фильмы 1945–1949 годов снимались в Италии, так что Анненков в эти годы жил в основном в Риме.

Самым значительным эпизодом послевоенного периода художник считал свое сотрудничество и дружбу с режиссером Максом Офюльсом. Он работал как художник по костюмам в его фильмах: «Карусель» (1950), «Удовольствие» (1951), «Мадам де…» (1953), «Лола Монтес» (1955), оформил спектакль «Женитьба Фигаро» в Гамбургском театре. Вместе с Офюльсом была начата работа над знаменитым фильмом «Монпарнас, 19» (1958, реж. Ж. Беккер, ) с Жераром Филипом в роли Амадео Модильяни.

Полная фильмография Анненкова насчитывает около 60 фильмов. В 1945 он стал учредителем секции художников по костюмам в Профсоюзе технических работников кинематографа Франции и возглавлял ее до 1955. Последней его работой в кино был фильм «Только не в субботу» (1965, реж. Алекс Жоффе).

В 1950–1960-е продолжал успешно создавать декорации и костюмы балетных и оперных постановок для известных европейских театров.

В течение многих лет (начиная с 1938) проектировал костюмы для труппы «Русский балет» Ирины Гржебиной, с которой был знаком еще с петроградских времен. Выполненная им афиша послужила основой для логотипа ее студии.

В 1953 создал декорации и костюмы для нескольких спектаклей Э. Ионеско на сцене театра «Юшетт». Эти спектакли положили начало театру абсурда. В 1955 в том же театре оформил пьесы другого классика этого течения – Ж. Тардье. В 1956 был приглашен на Фестиваль авангарда в Марселе, где были показаны некоторые из этих спектаклей.

В 1957 художнику удалось самому поставить спектакль «Скверный анекдот» на французской сцене – в театре «Вье Коломбье», в 1964 поставил «Горе от ума» с театральной труппой Р.С.Х.Д.

Среди других театральных работ этого периода: эскизы костюмов для пантомимы Генриетты Паскар (1951) и мимодрам Беллы Рейн (1954–1958), сценография сатирической пьесы Фредерика Дара «Jésus-la-Gaille» (1952, Théâtre de Grammont; 1954, Théâtre Antoine, 1954; Théâtre des Arts, 1958), пьес А. П. Чехова «Чайка» в Гамбургском театре (1958) и «Вишневый сад» на телевидении Баден-Бадена (1960), балеты «Пиковая дама» (1961, театр Монте-Карло, хор. С. Лифарь) и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (1962, зал Wagram в Париже, хор. Н. Тихонова), ежегодные балетные ревю С. Лифаря (1960-е).

После Второй мировой войны Анненков увлекся крупноформатными ассамбляжами на полотне, с использованием веревок, лоскутов материи, металлических деталей. Стены его мастерской в доме на Кампань-Премьер, 31, где он поселился, в 1950–1960-е были увешаны этими композициями.

В послевоенной «портретной галерее» Анненкова больше всего французских деятелей – киноартистов (Ж. Филип, Л. Жуве, П. Бланшар, Д. Желен, С. Симон, Ш. Дюллен, Ж.-Д. Барро, П. Брассёр), режиссеров (М. Офюльс, В. де Сика, А. Жансон, К. Отан-Лара), писателей (Ж. Одиберти, Ж. Кокто, А. Жид, Ж. Жироду, Э. Ионеско, Ф. Дар, Ф. Карко), художников (К. Берар), композиторов (А. Онеггер, Ж. Орик), государственных деятелей (Ш. де Голль). В 1950-е он также портретировал русских эмигрантов (М. Ларионов, М. Алданов, Б. Зайцев, Б. Филиппов, А. Раннит, С. Лифарь и др.).

В 1945 вышло несколько книг с иллюстрациями Анненкова, наиболее примечательны роскошные издания «Скверного анекдота» (Scandaleuse histoire) Ф. М. Достоевского и двух книг аббата Шуази – фривольные истории ХVШ в.: «Histoire de la Comtesse des Barres» и «Histoire de Madame de Sancy». В 1949 и 1950 выходили несколько разнящиеся иллюстрированные путеводители «Paris tel qu’on l’aime», для которых тексты писали известные французские писатели, а среди иллюстраторов были собранные М. Корнфельдом русские художники (помимо Анненкова – А. М. Арнштам, К. А. Арнштам и А. Б. Серебряков). В 1963 он выполнил серию иллюстраций к повести К. Д. Померанцева «Итальянские негативы» («Мосты» №№ 10, 11), в 1964 – к «Золотому дару» Н. В. Кодрянской, в 1968 – к итальянскому изданию поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» в переводе Ло Гатто. В последние годы жизни иногда делал эскизы обложек по просьбе друзей или для издательства YMCA-PRESS: А. Солженицын «Раковый корпус» (1968) и «В круге первом» (1969), М. Булгаков «Собачье сердце» (1969) и др.

В послевоенный период значительное время посвящал литературному творчеству. Издал на французском языке книги-эссе «Одевая кинозвезд» и «Макс Офюльс», а также в своем переводе на французский стихи Маяковского о Париже и очерк о нем. Начиная с 1930-х он сделал около 200 публикаций в эмигрантской периодике – в журналах «Новоселье», «Возрождение», «Грани», «Опыты», «Новый журнал», «Мосты», газете «Социалистический вестник» и др., почти до конца жизни вел регулярную рубрику обзоров художественных выставок в газете «Русская мысль» (1964–1973). В 1966 в США вышли в свет его мемуары «Дневник моих встреч. Цикл трагедий».

Библиотека
сайта:
Архивы:
Приложения:
География:
Составители:
Благодарности:

М. Ю. Гоголину за участие в подготовке материалов.

Дата ввода:

22.03.2012