УДАР. Художественно-литературная хроника Сергея Ромова. Париж. 1922–1923

Обложка Художественно-литературной хроники «Удар». № 4 (август 1923). Страница журнала «Удар».

Журнал был учрежден критиком и публицистом, бывшим социал-демократом (меньшевиком) Сергеем Матвеевичем Ромовым (1887–1939) как орган русских художников и писателей, стремящихся к обновлению литературного языка и искусства.

Среди сотрудников и участников издания значились В. Барт, Д. Какабадзе, К. Терешкович, П. Кремень, И. Лебедев, Ж. Липшиц, О. Мещанинов, Л. Сюрваж, А. Федер, С. Фера, О. Цадкин, И. Эренбург. Многие из них ранее были членами авангардистских объединений: «Гатарапак» (1921–1922) и «Палата поэтов» (1921–1922). Французское искусство в журнале представляли А. Бретон, Ж. Брак, М. Жакоб, В. Жорж, А. Сальмон, Б. Сандрар, Т. Тцара и др. В начале 1923 по инициативе С. М. Ромова и И. М. Зданевича была образована группа «Через», и действия группы и редакции журнала стали совместными.

Основное внимание журнал уделял проблемам изобразительного искусства. Новостям литературы отводилось место преимущественно в хронике. Версткой журнала занимался И. Зданевич.

Эстетическое кредо журнала выражено в программной статье С. Ромова «Салон независимых» (№ 1), утверждавшего закономерность эволюции современного искусства от импрессионизма, фовизма и кубизма к футуризму и дадаизму, осуществивших переоценку ценностей, «без которой все новые эстетические теории превратились бы в схоластику и мертвую букву». В журнале были опубликованы программные статьи В. Барта «Существует ли русская живопись?» (№ 1) и «Относительность живописных выражений» (№ 3); К. Терешковича «”Мир искусства” в Осеннем салоне 1921 года» с острой критикой выступления группы (№ 1), А. Лота «Развитие современной французской живописи» (№ 2), Ж. Рибемон-Десень «Умер ли Дада?» ( № 2), А Сальмона «Негритянское искусство» (№ 3), М. Рейналя «Независимое современное искусство», В. Жоржа «Положение изобразительных искусств во Франции» (№ 4), статьи представляющие творчество отдельных художников С. Ромова «А. Федер» (№ 1), В. Жоржа «Анри Матисс» (№ 3), Э. Фор «Андре Дерен» (№ 4).

Журнал открыто демонстрировал лояльное отношение к советской России и негативное, часто ироничное, отношение к литературной эмиграции. Такую позицию в значительной степени определяли С. Ромов и В. Барт, которые позже вернулись в СССР. В журнале печаталась реклама органа московской художественной группы «Маковец», с которой предполагался обмен статьями и репродукциями.

Редакция журнала стремилась сделать его площадкой для объединения представителей всех видов авангардного творчества. В июне 1922 сотрудники журнала организовали чествование поэта и художника И. Зданевича в кафе «Хамелеон». 24 ноября 1922 был устроен обед в честь приехавшего в Париж В. В. Маяковского (с приветствием от артистов балета и художников выступила Н. С. Гончарова, от поэтов – И. Зданевич, от французских деятелей искусства – В. Жорж). В июне 1923 чествовали поэта А. Кусикова.

В феврале 1923 редакция журнала организовала выставку русских художников в гал. La Licorne; часть произведений с выставки поступила на благотворительный аукцион в пользу журнала. В апреле 1923 в этой же галерее состоялась еще одна художественная выставка как часть программы вечера, посвященного поэту Б. Божневу.

В марте 1923 журнал выступил в числе организаторов однодневной выставки эскизов и макетов декораций московского Камерного театра, гастролировавшего в Париже (кафе «La Closerie des Lilas»).

Финансовое положение журнала не позволило продолжить его издание в 1924 году.

Выпуски: 1922, февраль (№ 1), март (№ 2), ноябрь (№ 3); 1923, август (№ 4).

Библиография:

* ХРЗ 37; Хроника РЗ 1/89, 102.

Терёхина В. Н. «Удар» // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918–1940. Т. 2: Периодика и литературные центры. М., 2000. С. 480-482.

Гейро Р. Группировки и журналы русского авангарда в Париже (1920–1940) // Русский Париж. 1910–1960 / Гос. Русский музей и др. Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 65-70.

Связи:
География:
Дата ввода:

18.07.2011