БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Супрасль, Польша

Klasztor Zwiastowania N.P.M. i św. JanaTeologa

Благовещенский мужской монастырь. Супрасль, Польша.

У Супрасльской обители близ Белостока – самая богатая история из всех православных монастырей на территории Польши. Наряду с Яблочином, она – древнейший памятник Православия и благочестия литовско-русских бояр.

Монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был основан в 1498 Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом Великого княжества Литовского и новогрудским воеводой, при участии епископа Смоленского (впоследствии митрополита Киевского) Иосифа (Солтана). Ходкевич первоначально разместил обитель в своем имении Гродке (Городке), куда, по преданию, пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры или афонских монахов.

Так как в имении царила суета, то иноки в 1500 решили избрать новое место, прибегнув к древнему способу. Из Гродка по р. Супрасль был по течению пущен деревянный крест с частицей Креста Господня, за ним по берегу шли два иеромонаха и следили, куда крест пристанет. Через 33 км его прибило к берегу в местности «Сухий Груд», при впадении р. Березовки и р. Грабовки в р. Супрасль. От белорусского слова, означающего слияние двух речек, и произошло, как считают, название «Супрасль».

При игумене благоверном Пафнутии (Сечене) в обители была выстроена первая небольшая деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, освященная 25 мая 1500 епископом Иосифом, и трапезная. В 1505 (или 1503) началась постройка каменного собора с приделами свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских. В 1511 (менее вероятно, в 1516) храм был окончен, и в него Владыка Иосиф пожертвовал список с иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия».

Необычной была архитектура пятиглавого собора – углы здания фланкировали четыре высоких круглых башни, увенчанные главками, фасады завершались высокими фронтонами, декорированными арочными нишами и бойницами. По словам известного археолога П. П. Покрышкина, «зодчий, мало знакомый с готикой, стремился придать православной церкви готический стиль и крепостное назначение».

«Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками». Особенно знамениты были росписи, о которых уже в 1557 упоминает супрасльский архимандрит Сергий (Кимбарь) – это были в основном новозаветные сцены и изображения святых. Росписи, вероятно, исполнил о. Нектарий, афонский монах сербского происхождения, со своими учениками-помощниками с Балкан.

Расцвет монастыря относится к 1532–1557, когда он получил титул лавры. В нем подвизались от 70 до 100 иноков, в том числе схимники и отшельники, жившие в скиту. Поддерживались постоянные связи с Киевом, Москвой, Сербией, Болгарией, Грецией. Библиотека насчитывала 7 печатных и 200 рукописных книг (с 1876 она хранилась в Вильне). В частности, монастырю с 1582 принадлежал один из древнейших памятников кириллического письма – «Четья-минея», составленная в начале XI века на Балканах и получившая название «Супрасльского сборника». Здесь же находились самые знаменитые, наряду с Радзивилловской, белорусские летописи – Супрасльская и Волынская. В 1598–1601 местными иноками был создан «Ирмологион», уникальный памятник православного славянского нотного творчества.

Киево-Печерская и Супрасльская лавры являлись двумя крупнейшими центрами Православия на землях Великого Княжества Литовского. Архимандриты Супрасля пользовались уважением знати и польских Королей, некоторые из которых (например, Сигизмунд в 1543) посещали обитель. В 1589, при поставлении настоятелем архим. Илариона (в миру кн. Масальского), Константинопольский Патриарх Иеремия II вручил ему в супрасльском соборе драгоценную митру с 28 серебряными с финифтью вставками и даровал обители ставропигию.

Архим. Иларион противился введению унии, и в обители имели хождение полемические антиуниатские сочинения, например, «На богомерзкую, на поганую латину…». На Брестском соборе 1596 Иларион подписал осуждение принявших унию Владык, отчего в 1602 униаты изгнали его из обители, и под их нажимом вся братия к 1621 перешла в унию. С 1635 обитель жила по базилианскому уставу; с 1656 ее возглавляло высшее униатское духовенство. Униаты уничтожили в соборе приделы свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия и у каждой колонны построили католические алтари; заменили древние иконы в серебряных ризах «полотняными итальянскими», о чем с горечью писал знаменитый митрополит Петр Могила. Притесняли обитель и ставшие католиками Ходкевичи, ибо по-прежнему считали ее своей вотчиной.

В 1635–1643 или около 1664 резчиком Андреем Модзелевским был изготовлен в Данциге новый резной трехъярусный иконостас с 25 образами. В конце XVIII униатский алтарь века был расписан в «итальянском стиле». К 1645–1652 относится строительство в Супрасле митрополичьих палат, к 1695–1697 – надвратной трехъярусной колокольни «в виде триумфальных ворот» (мастер Маньковский). В 1702 эта колокольня сгорела, но к 1752 была восстановлена.

В 1722 Лев Кишка, униатский митрополит Западной России и настоятель монастыря, сделал его центром ордена базилиан и реорганизовал типографию, где печаталась преимущественно духовная литература на церковно-славянском языке. За время своего существования в 1695–1804 типография издала 456 книг.

По третьему разделу Польши Белостокская область вошла в составе Пруссии и земли монастыря были конфискованы в казну. В 1797 была учреждена униатская Супрасльская епархия и ее первым епископом стал архим. Феодосий (Вислоцкий).

Когда Белостокская область в 1807 отошла к России, униатская епархия через два года была упразднена и присоединена к Брестской. Монастырь стал получать из казны ежегодное содержание. Ему отводилась особая роль – противодействовать переходу местных униатов в католичество. Помимо книгоиздания, это делалось также посредством строгого хранения православных обрядов и богослужебного языка.

При воссоединении униатов в 1839 с Православной Церковью обитель пребывала в упадке: собор стоял почти без кровли, в братии состояло всего пять человек. В 1835 в монастыре открылось Духовное училище, но в 1853 его перевели в Гродно. В 1860-е усердием литовских архиереев монастырь получил земельные угодья и щедрые пожертвования, позволившие со временем заняться его благоустройством.

С 1881 обителью управлял архим. Николай (Далматов), который возвел рядом с настоятельским корпусом церковь св. Иоанна Богослова. Ее освятил 26 сентября 1890 архиепископ Алексий (Лавров-Платонов). В 1893 на хорах собора был устроен Никольский придел.

Архимандрит Николай был не только строителем, но и автором нескольких исторических описаний монастыря, основателем странноприимного дома (1888) и Благовещенского братства, которое насчитывало до 450 человек и содержало небольшой приют. С 1865 в монастыре действовала одноклассная школа и по воскресеньям велись внебогослужебные беседы.

Когда в 1907 было открыто Белостокское викариатство с центром в Супрасле, его епископом стал Владимир (Тихоницкий), впоследствии известный деятель русского церковного Зарубежья.

В начале ХХ века в Супрасле подвизались 10 монахов и 15 послушников. Главной святыней была написанная на полотне икона Божией Матери Одигитрии. Напротив нее был помещен образ Спасителя. Обе иконы украшали массивные серебряные оклады 1557 года с драгоценными камнями и многочисленными подвесками в благодарность за благодатную помощь. Великая Княгиня Литовская Елена, дочь Царя Иоанна III, пожертвовала монастырю древнюю икону Владимирской Богородицы. На колоннах висели портреты основателей Супрасля – киевского митрополита Иосифа (Солтана) и воеводы Александра Ходкевича.

В соборе хранились многие ценные предметы и святыни: дарохранительницы 1557 и 1645 годов; напрестольные крест и Евангелие в серебряном окладе XVII века; плащаница начала XVII века; кости сщмч. Иустина, присланные в 1750 римским папой; частицы мощей свв. мучеников Александра, Валентины, Аврелия, Викентия, Екатерины, Варвары, Кикилии, Агафии и Макрины; власы св. Тихона.

В ризнице находились образ Богородицы, дар польской Королевы Елизаветы, несколько древних Евангелий, богослужебные сосуды XVII века, подаренные Ходкевичами, серебряное блюдо 1541 года, два серебряных подсвечника 1628 года, а также древняя монета – по преданию, один из 30 сребреников Иуды. В монастыре сохранялся также посох свт. Стефана Пермского, переданный в 1849 в Пермский кафедральный собор.

У обители было три кладбища. В соборе и у его стен находились наиболее почетные захоронения – в 1557 с юго-восточной стороны были устроены склепы для братии с нишами на 132 погребения. Над «катакомбами» еще ранее была возведена Воскресенская церковь, которую в 1860-х разобрали. Последним в усыпальнице похоронили епископа Яворовского (ум. 1833), «верного сына католической церкви». В склепе Благовещенского собора хоронили ктиторов – членов семьи Ходкевичей. С северной стороны находятся могилы униатских епископов: Феодосия Вислоцкого (ум. 1801) и Николая Духновского (ум. 1803), с южной – мраморный памятник над могилой сенатора Игнатия Антоновича Тейса, принимавшего в 1807 жителей Белостокской области в подданство Российской империи.

На старом кладбище монастыря в 1875–1878 возвели деревянную Пантелеимоновскую церковь с каменной башней при входе. На новом кладбище в 1901 на деньги Благовещенского братства была выстроена каменная Георгиевская церковь, которая ныне служит часовней.

Когда в 1915 русские войска оставили Польшу, в ней начались гонения на Православие. В 1917 монастырский комплекс перешел к государству и через два года собор был опечатан. В 1923 место православных иноков, заняли католические монахи-салезиане, устроившие в Иоанно-Богословской церкви спортзал, а Пантелеимоновскую церковь переделавшие в костел.

Приход в Супрасле был упразднен и только в 1930-е снова открыт в качестве филиального (приписного). В годы немецкой оккупации некоторым православным монахам удалось вернуться, и тогда в Иоанно-Богословской церкви службы возобновились. Отступая, немцы 21 июля 1944 взорвали замечательный собор обители.

Коммунистические власти в 1950 изгнали салезиан, а кельи приспособили под машинно-тракторную станцию. В 1955 у прихожан была отобрана Иоанно-Богословская церковь, и через два года началась ее разборка. Только в результате резких протестов храм 15 января 1958 вернули приходу. После повторного открытия были восстановлены внутреннее убранство храма и могила архим. Николая (Далматова).

В 1984 началось воссоздание по сохранившимся обмерам взорванного собора (в 1998 восстановлены купола) и в следующем году, по благословению архиепископа Белостокского и Гданьского Саввы, в Супрасле возобновилось монашеское житие. В июле 1990 претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 – католическая митрополичья курия. После сложного судебного разбирательства все монастырские здания 15 октября 1993 были переданы Православной Церкви, однако, лишь 28 февраля 1996 Совет министров Польши вынес окончательное решение.

В 1997 в обители жили 12 монахов, трое из них в следующем году были рукоположены в викарных епископов: наместник архим. Мирон – во епископа Гайновского, игумен Иаков – во епископа Супрасльского, игумен Григорий – во епископа Бельского. Престольные праздники монастыря – Благовещение (25 марта) и память св. Иоанна Богослова (21 мая и 9 октября). Каждое лето в монастыре работают международные Богословские молодежные курсы. Наместник – архим. Гавриил.

Адрес: ul. Klasztorna, 1, Suprasł

Библиография:

* Научная библиотека РАХ (С.-Петербург), Альбом фотографий худ. Петрова. 1911 г.; РГИА. Ф. 835. Оп. 1. Д. 291. Л. 5; Ф. 799. Оп. 33. Д. 344. Л. 222–231.

Бобровский П. Материалы для географии и статистики России: Гродненская губ. СПб., 1863. Ч. 2. С. 1022–1033.

Модест (Стрельбицкий), архим. Супрасльский Благовещенский монастырь. Вильно, 1867.

Батюшков П. Н. Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. СПб., 1890.

Николай (Далматов), архим. Супрасльский Благовещенский монастырь. СПб., 1889 и 1892.

Виноградов А. А. Супрасльский Благовещенский монастырь. Вильно, 1900.

400-летний юбилей Супрасльского Благовещенского монастыря. 1500–1900. Исторический очерк. Вильно, 1900.

Святыни Супрасльской обители и хранящиеся в ней древние письменные, печатные и иные памятники. СПб, 1903.

Благовещенский храм Супрасльского монастыря // Известия Императорской Археологической комиссии. Вып. 26 (Вопросы реставрации. Вып. 1). 1908. С. 25–27.

Покрышкин П. Благовещенская церковь в Супрасльском монастыре. СПб., 1911.

Рогов А. Фрески Супрасля // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI–XVII вв. М., 1980.

Возняк Э. Супрасльский монастырь как центр межславянских культурных связей (XVI–XVIII вв.). Автореферат… М., 1993.

Папроцкi, свящ. Праваслау’е у Польчы. [Б. м.], [1993–1994].

Mironowicz A. Życie monastyczne na Podlasiu. Białystok. 1998. S. 5–32.

Ścieżkami Prawosławia. Białostocczyzna. Białystok. 1998. S. 148–156.

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Сайты:
География:
Составители:
Дата ввода:

16.12.2013