ЦЕРКОВЬ СВ. РАВНОАП. МАРИИ МАГДАЛИНЫ. Гаага, Нидерланды

Heilige Maria Magdalena kerk

Церковь св. равноап. Марии Магдалины. Гаага, Нидерланды.

Хотя со времени Петра I русские люди любили посещать Голландию и учиться в Лейденском университете, большой русской колонии в ней никогда не было, и поэтому не было и потребности в своем храме, тем более что в стране издавна действовали православные греческие церкви.

Только в конце 1744 Синод решил отправить в Голландию для российской миссии походную церковь со священником. В 1756 этим священником был о. Симеон Матфиев. В 1766 походную церковь заменили постоянной, которую перенесли из посольства в Мадриде. Она действовала до 1795, когда миссии пришлось выехать в Россию в связи с оккупацией страны французской армией.

В начале 1816 вел. кн. Анна Павловна (1795–1865) вышла замуж за голландского кронпринца Вильгельма (1792–1849) и переехала в Гаагу, привезя из России домовую церковь и причт во главе с прот. Ермолаем Бедринским. Этим храмом пользовались посольские работники и все русские, бывавшие в Гааге. В 1830 в нее поступили отдельные вещи из дворцовой церкви св. Александра Невского, закрытой в Брюсселе после отделения Бельгии от Голландии. В ней Анна Павловна молилась, находясь в Бельгии.

Когда в 1840 Анна стала голландской Королевой, она перенесла церковь в Гааге в королевскую резиденцию, а после смерти своего супруга — во дворец Рюстенбург, где стал служить молодой о. Иоанн Иоаннович Грацианский. В 1840–1850-е в замке Суздейк под Утрехтом летом действовала еще одна домовая церковь. После смерти Королевы она была закрыта, тогда как дворцовая в 1866 после смерти Королевы объявлена надгробной, несмотря на то, что Анну Павловну похоронили рядом с ее мужем в протестантском соборе в Дельфте. Попытка выстроить отдельный храм в память о Королеве успехом не увенчалась. В 1857–1868 придворным, а затем надгробным священником служил о. Арсений Судаков, переведенный из Берна.

По его словам, «при жизни Ея Величества, по ее воле, ни Августейшие ее дети, ни другие никогда не переступали через порог нашей церкви… обряды ее казались им чем-то странным и диким». Всеми делами церкви самовластно распоряжалась камер-юнгфера Королевы, отчего причт, состоявший из двух священников, диакона и певчих, в церкви постоянно менялся. Согласно установленному регламенту, церковникам полагалось «всем быть у себя дома в 11 часов вечером без всякого изъятия».

Дворец Рюстенбург в Гааге унаследовала вел. герц. София (1824–1897), дочь Анны Павловны, которая была замужем за великим герцогом Карлом-Александром, Саксен-Веймар-Эйзенахским, сыном вел. кн. Марии Павловны. Супруги были лютеранами, но трижды в год присутствовали в церкви, которая продолжала действовать, на заупокойных литургиях по Анне Павловне.

В начале XX века королевский дворец был продан, и на его территории решено было возвести здание российской миссии с церковью при ней. Однако грянула Первая мировая война и революция, и проект в неорусском стиле, исполненный в 1914 известным архитектором В. А. Покровским, осуществлен не был.

В 1874–1898 настоятелем храма был прот. Никита Иоаннович Богословский, а с 1902 — о. Александр Розанов, который после революции вынужден был перенести церковь в свой дом, отчего «приход, и без того малочисленный, захирел». После его смерти митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) послал в Гаагу из Парижа молодого и энергичного иером. Дионисия, которому удалось оживить приходскую жизнь. Ныне приход подчиняется Московской Патриархии, верующие молятся в небольшой домовой церкви, образа иконостаса в которой написаны известным иконописцем Русского зарубежья о. Григорием Кругом.

После Второй мировой войны в Гааге возник параллельный приход Воскресения Христова, подчиненный Русской Православной Церкви за границей и объединивший русских и обращенных голландцев. Его домовой храм находится в просторном помещении на Баккерстрат, 57а. Своего священника приход последние годы не имел, и его окормляли батюшки, приезжавшие из Брюсселя или Парижа.

Несмотря на торговые и династические связи, русские надолго не задерживались в Голландии, в отличие от голландцев, которых было довольно много в Петербурге и которые на Невском имели большой и нарядный храм.

В наши дни оба вышеназванных прихода численно растут за счет новых эмигрантов из бывшего СССР, которые стремятся сохранить свою национальную идентичность. Второй по величине в Голландии русский приход действует в Амстердаме, где ранее долгие годы существовала русская церковь.

Действующие сейчас в Гааге русские храмы имеют только историческое значение, и они включены в книгу исключительно для того, чтобы показать, сколь долго присутствует православная вера в сугубо протестантской стране.

Адрес: Sweelinkstraat, 54, 2517 CEN s’Gravenhagen

Библиография:

* РГИА. Ф. 472. Оп. 2. Д. 1046; Ф. 796. Оп. 25. Д. 726; Ф. 797. Оп. 34 (2 отд., 3 ст.). Д. 258.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.-Петербург). 1891. № 16–17. С. 566–571; 1898. № 24. С. 901–907.

В добрый путь! Заграничный справочный календарь. Берлин; СПб., 1892. С. 278.

Мальцев А. П. Берлинский Братский ежегодник. Православные церкви и русские учреждения за границей. Берлин, 1906. С. 84–92.

Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 1146–1149.

Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 399.

Из глубины веков. Вып. 7. 1996. С. 43–52.

Сайты:
Приложения:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Благодарности:

Эллине Гончаровой (Гаага) за предоставленные фотографии.

Дата ввода:

06.12.2013