ЦЕРКОВЬ ВСЕХ СВЯТЫХ. Бад-Гомбург, Германия

Russische Allerheiligen-Kirche

Церковь Всех Святых. Бад-Гомбург, Германия

4 октября 1896, в небольшом курортном городке Бад-Гомбурге, который находился близ Франкфурта на Майне, в прусской провинции Гессен-Нассау, на предстоящее торжество ждали высоких гостей: русского Императора Николая II с супругой. Они находились в это время в Дармштадте, родине Императрицы Александры Феодоровны. Вместе с царской четой прибыли: вел. кн. Сергей Александрович и его супруга вел. кн. Елизавета Феодоровна, сестра Императрицы.

К ним присоединились вдовствующая германская Императрица Виктория, великий герцог Гессен-Дармштадтский Эрнст-Людвиг, посол России в Германии гр. Н. Д. Остен-Сакен и городской голова Петербурга.

Торжество, на которое съехались гости, была закладка русского храма, свершенная прот. Алексием Мальцевым, настоятелем посольской церкви в Берлине. К этой церкви новый храм позднее был приписан, а его юридическим владельцем стало Свято-Владимирское братство. Храм был заложен недалеко от вокзала, в прекрасном парке, на участке, безвозмездно предоставленном городскими властями, и строился на пожертвования д. т. с. Александра Ивановича Проворова, владельца пароходной компании «Самолет», который часто отдыхал в Бад Гомбурге — модном (особенно среди англичан) европейском бальнеологическом курорте, а также на деньги других петербургских купцов-благотворителей: А. Г. Елисеева, Н. Н. Брусницына, городского головы В. А. Ратькова-Рожнова и А. Н. Богданова.

Русские начали осваивать фешенебельный курорт только с 1880-х, но в начале XX века они составляли уже почти четверть из 12 тысяч больных, которые ежегодно приезжали сюда лечиться, прежде всего, от желудочно-кишечных заболеваний. По словам путеводителя, мягкий климат городка «годится для нервных и ипохондрических субъектов». «В Гомбурге, — писали газеты, — жили весело: балы, концерты, пикники, спорт и пр. Когда-то была рулетка, находящаяся теперь в Монте-Карло». Центром жизни был «великолепно выстроенный кургаус» с залом для чтения, музыкальных вечеров, бильярда, балов и обедов. На курорте бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, В. В. Розанов.

Проект небольшого (всего на 60 человек) православного храма составил в Петербурге акад. Л. Н. Бенуа, который вдохновился русским зодчеством XVII века, а его осуществление принял на себя местный архитектор Луи Якоби. Здание высотой 18 м выстроено из красного кирпича и украшено по лопаткам орнаментальными изразцами, изготовленными в Метлахе. Из изразцов сделан также фриз; борта искусно вырезаны из жести и позолочены. Крыльцо увенчано треугольным фронтоном, в котором находится мозаичное изображение Нерукотворного Спаса. Высокий барабан венчает золоченая луковка с двухметровым сложной формы железным золоченым крестом. В архитектурном отношении здание послужило прототипом вскоре заложенной русской церкви в Дармштадте.

Одноярусный иконостас был привезен из Петербурга, где его вырезал из дуба А. Розанов. Шесть образов в нем написаны маслом на цинке. Кованое паникадило и церковная утварь тоже были изготовлены на берегах Невы. Автор первоначальной орнаментальной росписи интерьера не установлен. Горнее место украшает витраж, представляющий Воскресшего Спасителя. Справа от амвона помещается большой образ «Всех святых», слева — изображение свт. Николая и св. мц. Царицы Александры, небесных покровителей свв. Царственных Мучеников. В 1913 генерал О. И. Вендорф подарил иконы: прп. Серафима Саровского и Божией Матери «Умиление», генерал А. А. Горяинов — образ Спасителя.

В ризнице прежде висела гравюра, изображавшая Анастасию Ивановну (урожд. Трубецкую) ландграфиню Гессен-Гомбургскую (1700–1755), которая в 1739 переехала в город и имела в своем дворце походную православную церковь, действовавшую несколько лет.

Освящение курортной церкви в память коронования Их Величеств состоялось 10 сентября 1899, в присутствии Императрицы Виктории, при пении хора висбаденской церкви. Его свершил прот. Алексий Мальцев. В этот же день власти города назвали новопроложенную у церкви улицу именем Проворова (ныне — ам Елизабетбруннен), который, умирая, оставил 5 тыс. марок на поддержание храма.

В 1909–1911 на этой улице по проекту Л. Якоби был выстроен двухэтажный просторный дом, первый этаж которого предназначался для священника, библиотеки и собраний, второй — для малоимущих приезжих из России. Ныне в доме, принадлежащем городу, живет прот. Димитрий Игнатьев, который с 1974 служит в храме, окормляя также приход во Франкфурте на Майне. Он унаследовал место своего отца — прот. Леонида, отдавшего храму без малого четверть века.

В 1910 дважды, 5 и 26 сентября, в церкви за литургией, молился Государь Николай Александрович и его Августейшие дочери, о чем напоминает памятная медная табличка под иконой прп. Серафима Саровского, у места, где они стояли. На этой службе пели певчие Придворной капеллы из Петербурга. Так как город находился неподалеку от замка Кронберг, летней резиденции Императрицы Виктории, то в храме часто бывали гости замка, прежде всего, греческий Цесаревич Константин с супругой. Осенью 1902 для содержания и ухода было открыто церковное попечительство.

До революции своего причта в церкви не было, и служить в него — в основном летом — приезжали священники из Берлина, Штутгарта и Висбадена или из России. В 1914 это был о. Серафим Ляде, будущий митрополит Германский. Пели певчие-немцы из местного певческого союза. Так было до 1914, когда храм был властями закрыт, в связи с начавшейся войной, а его иконостас и утварь переданы в местный краеведческий музей. В межвоенный период службы проходили от случая к случаю.

Только в 1945 американские оккупационные власти разрешили о. Леониду Касперскому, прибывшему из Берлина, вновь открыть церковь, в которую приходили молиться в основном русские беженцы, во множестве (3–4 тыс. человек) оказавшиеся в окрестностях Франкфурта–на–Майне, где церковь еще не действовала. Маленький храм всегда был переполнен. Так как утварь во время войны пропала, ее пришлось сделать из алюминия.

В 1947–1951 в Бад-Гомбурге служил прот. Евгений Селецкий, после отъезда которого, настоятелем стал священник франкфуртской церкви. Число прихожан в 1950-е из года в год уменьшалось и, в конце концов, их осталось несколько десятков, отчего службы в храме сделались нерегулярными.

Долго стоявшая закрытой церковь требовала основательной реставрации. Она была проведена в конце 1970-х с помощью города — юридического собственника здания. Во время очередной реставрации его интерьер в 1981 заново расписал, исходя из стиля храма, известный иконописец А. В. Русак, работавший во Франкфурте–на–Майне. Прежнюю роспись восстановить не удалось.

В 1949 торжественным богослужением при участии митрополита Германского Серафима (Ляде) и архиепископа Гессенского Филофея был отмечен полувековой юбилей церкви, по этому случаю отремонтированной. В следующий юбилей, 19 сентября 1999, в храме служил архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), который через два дня открыл фотовыставку об его истории. Чтобы вместить всех прибывших на юбилейную службу, у церкви была разбита большая палатка. Новый ремонт церкви закончился к февралю 2001 года.

В наши дни богослужения в храме проходят по расписанию, но довольно регулярно. Так как Бад-Гомбург является побратимом Петергофа, то приход участвует в гуманитарной помощи его жителям. Снаружи и внутри церковь выглядит очень нарядной, но кроме архитектурного, она имеет и историческое значение, ибо напоминает о Царственных Мучениках, которые в ней молились и присутствовали при основании.

Адрес: Am Kurpark, Bad Homburg

Библиография:

* РГИА. Ф. 799. Оп. 5. Д. 1079; ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 87. Д. 11; ОР РНБ. Ф. 63. Оп. 2. № 158.

Прибавления к «Церковным ведомостям» (С.Петербург). 1896. № 41. С. 1505–1506; № 42. С. 1548–1549; 1899. № 41. С. 1681–1685; № 43. С. 1780.

Всемирная иллюстрация, ж-л. М. 1897. № 1457. С. 6, 17.

Мальцев А. П. Германия в церковно-религиозном отношении с подробным описанием православных русских церквей. СПб., 1903. Стб. 59–61; 1911. С. 100–107.

Церковная правда. 1913. № 6. С. 179; 1914. № 7. С. 213.

Соллогуб А. А. Русская православная церковь за границей. Т. 2. Нью-Йорк, 1968. Стб. 972–984.

C. Н. Забелин // Наше наследие (Москва). 1997. № 41. С. 99–100.

Вестник Германской епархии, ж-л. Мюнхен. 1999. № 5. С. 19–31; 2001. № 1. С. 12–13.

Oswalt J., Graupner C. Russische Allerheiligen-Kirche in Bad Homburg. München, 1997.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Источник:

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Дата ввода:

05.11.2013