АУЭР Роберт (собств. Прокофьев или Прокопиев Прохор Дмитриевич)

Auer (né Prokofieff) R.

Р. Ауэр. Начало ХХ века.

1871 (Питкерандо, Выборгская губ., ныне Питкяранта, Карелия) – 1927 (Нью-Йорк). Живописец и торговец картинами, один из основоположников петербургского галерейного дела.

Из православных карелов. Старший сын земледельца Дмитрия Прокопиевича Прокопиева (1842–1904) и Марии Степановны, урожд. Каннинен (1846–1915). Брат художника Григория (Григора) Ауэра.

В юности освоил профессию художника-маляра, работал в Гельсингфорсе в мастерской художественной росписи Саломо Вуорио (1857–1938). В 1891–1893 обучался в Гельсингфорсе в Центральной школе искусств и ремесел. Затем вернулся в родные места, занимался росписью церквей в Приладожской Карелии. В 1894 открыл художественно-оформительскую мастерскую в Питкяранте.

В середине 1890-х переехал в С.-Петербург, где открыл антикварно-художественную торговлю и быстро преуспел на этом поприще. Принял имя и фамилию Роберт Ауэр. С 1897 ему помогал в делах брат Григор. В 1899–1913 на углу Офицерской ул. (ныне ул. Декабристов) и Фонарного пер. (д. 7/8) действовал основанный им «Художественный кабинет», где продавались картины старых и современных русских художников. В 1905–1911 в его доме на Кадетской (ныне Съездовской) линии Васильевского острова, 9 действовал художественный магазин «Ауэр П. Д. и Кº». С 1913 его заведение существовало также на Николаевской ул. (ныне ул. Марата), 14; филиалы имелись в Киеве и Одессе.

В 1906–1916 устраивал в С.-Петербурге с коммерческими целями ежегодные Осенние выставки (сначала в Пассаже на Невском пр., 48, затем по другим адресам), на которых работы современных художников соседствовали с произведениями старых отечественных и западных мастеров. На них нередко экспонировались шедевры музейного уровня, в том числе приобретенные устроителем на распродажах крупных художественных собраний, таких как собрания А. А. Половцева (1910) и П. В. Деларова (1914). В 1913 8-я Осенняя выставка была показана им в Москве, в доме Р. Б. Левиссона на Большой Дмитровке, 32. Весной 1908 организовал выставку картин с дешевыми входными билетами (по 10 копеек) в Народном доме императора Николая II в Александровском парке. Осенью 1913 открыл новый магазин, расположившийся в нескольких залах на Вознесенском проспекте, 18., близ Мариинского дворца и получивший (в 1916) название «Галерея Ауэра». 14–26 марта здесь состоялся беспрецедентный по масштабам аукцион, на котором посмертно распродавалось имущество К. Е. Маковского. Галерея закрылась в сентябре 1917.

Годом начала своей творческой деятельности как живописца считал 1890, однако на выставках его работы стали появляться только после 1906. Зимой 1914–1915 на Невском пр., 27 (на углу Екатерининского канала) состоялась выставка, посвященная 25-летию его художественной деятельности, на которой было представлено 80 работ – пейзажи Парижа и Булонского леса, Венеции, Монте-Карло, Капри, Южной Франции, Испании и Финляндии, Атлантики и Черного моря. Другую часть выставки занимали произведения старых и современных мастеров из его собрания, коллекции французского фарфора и русских икон. Экспонировалось также 16 протоколов художественных собраний, проходивших у него дома по средам, с автографами и рисунками участников.

В конце 1906 по его инициативе было учреждено общество под названием «Общественное собрание художников и архитекторов». В числе учредителей общества помимо него были архитекторы И. П. Володихин и Л. И. Катонин, художники К. А. Вещилов, М. И. Хейлик, О. А. Шарлемань и др., его председателем был избран влиятельный журналист и художник Н. И. Кравченко. Общество ставило целью «Доставлять членам своим, проживающим в С.-Петербурге, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою, а также возбудить и поддерживать интерес к задачам и целям искусства художников и архитекторов». Оно действовало до весны 1910.

В конце 1918 выехал из Петрограда в Хельсинки, однако продолжал поддерживать коммерческие связи с Россией. В 1920, в ходе развёрнутой большевиками масштабной программы национализации предметов роскоши, значительная часть его коллекции (91 предмет, в том числе 43 картины) была конфискована и попала в Музейный фонд. Между тем, Сыскная центральная полиция Финляндии в 1920-е подозревала его в сотрудничестве с Советской властью и в продаже на Запад в пользу большевиков экспроприированных произведений искусства и прочих ценностей. Известно, что он составил каталог и сделал оценку значительной коллекции голландского и фламандского искусства, которая в начале 1920-х была приобретена в Петрограде для Эстонии и ныне находится в художественном музее Кадриорг в Таллине. Около 1925 пытался организовать коммерцию в Париже, а 1926 перебрался в Нью-Йорк, где вскоре скончался от сахарного диабета.

Библиография:

Каталог картин 25-летия художественной деятельности Прохора Дмитриевича Ауэр. Пг. [1915].

Северюхин Д. Я. Галерея П. Д. Ауэра и Осенние выставки // Антикварное обозрение. 2007. № 1. С. 84-87.

Северюхин Д. Я. Старый художественный Петербург: Художественный рынок и самоорганизация художников. СПб., 2008.

Куусимяки А. Жизнь Григора Ауэра / Пер. с финского И. Нуммемеес. Хельсинки, 2012.

Библиотека
сайта:
Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

07.11.2012