БЕНУА ДИ СТЕТТО (собств. Леви) Александр Зигфридович

Benois di Stetto (né Levy) A.

А. Бенуа ди Стетто.

1/13 октября 1896 (Штеттен, кантон Шафхаузен, Швейцария) – 29 мая 1979 (Женева). Живописец, график.

Сын петербургского архитектора швейцарского происхождения Григория (Зигфрида) Леви (1850–1926) и Клары-Алисы Александровны Бенуа (1867 – не ранее 1936; сестра живописца и акварелиста Александра Бенуа-Конского, 1852–1928). Детство и юность провел в С.-Петербурге. Получил общее образование в лютеранской Катериншуле. В 1912–1916 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у А. А. Рылова; в 1918–1920 – на архитектурном отделении Государственных свободных художественных мастерских в Петрограде. В 1916 гостил в имении Нескучное у своей родственницы З. Е. Серебряковой, которая сделала его графический портрет («Портрет Шуры Леви»).

В ноябре 1921 нелегально пересек границу с Финляндией, откуда в январе 1922 попал в Германию, а затем выехал в Швейцарию, на родину отца, и поселился в Берне. В 1923 принял фамилию матери, к которой затем прибавил «ди Стетто» (по-итальянски: «из Штеттена»). В 1924–1926 жил в Париже, где в 1926 женился на датской виолончелистке Каме Зингер. В том же году был приглашен в Берлин в Немецкий театр («Deutche Theatr»). Его декорации к опере Моцарта «Похищение в серале» получили Гран-при в области искусств города Берлина. В Берлине сотрудничал с режиссером и актером Максом Рейнхардтом и с еврейской труппой «Хабима».

В 1929 переехал с женой в Швейцарию и поселился в Женеве. Писал портреты, натюрморты, пейзажи, анималистические зарисовки. Обращался к промышленному дизайну, исполнял наброски кузовов и отделки салонов автомобилей класса «люкс». Создавал эскизы-картоны для ковров. В 1940 прошла его выставка в гостинице «Метрополь» в Женеве, за ней последовали другие выставки.

В 1943–1946 выполнил ряд работ на русскую тему («Русский натюрморт», натюрморт с портретом Александра I). В 1953 работал в Париже, исполнил серию акварелей с видами города. В конце 1950-х обратился к абстракции, создавал фантастические «структуры»; некоторые из них были показаны на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958.

Благодаря хранительнице наследия художника Л. В. Чагиной значительная часть работ художника вернулась в Россию. Ретроспективные выставки прошли в С.-Петербурге (Государственный Русский музей, 2006; Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, 2006; Российский Этнографический музей, 2007), в Москве (Государственная Третьяковская галерея, 2007) и в ряде провинциальных музеев России (Тюмень, Казань, Ярославль, Владимир, Курск, Тула, Ростов Великий, Кострома, Новгород, Псков, Коломна, Калуга и др.).

Библиография:

* РЗФ.

Тихонов А. Русские художники в Швейцарии: от Матвеева до Бенуа ди Стетто // Русское искусство. 2005. № 3. С. 8–17.

Костригина Ю. Александр Бенуа ди Стетто: возвращение в Россию // Антикварное обозрение. 2006. № 3. С. 46.

Мудров.Ю. В., Савицкая О. С. Забытый мастер из семьи Бенуа // Русское искусство. 2007. № 1. С. 74–85.

Мудров.Ю. В., Савицкая О. С. «Забытый» из династии Бенуа // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 10. СПб., 2007. С. 106–137.

Александр Бенуа ди Стетто (1896–1979). Живопись. Графика. Выставка произведений. Каталог / Вступит. ст. Ю. В. Мудрова. Москва: ГТГ, 2007.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

30.10.2012