КОРОЛЬКОВ Сергей Григорьевич

Korolkov (Korolkoff) Serge

С. Г. Корольков. Фото 1950-х

14 октября 1905 (хутор Павлов станицы Константиновская Области Войска Донского, ныне Краснодарский край) – 19 марта 1967 (Нью-Йорк). Скульптор, живописец и график, художник книги.

Из семьи донских казаков, старообрядцев, сын коннозаводчика. В годы Гражданской войны пережил смерть отца и старшего брата. Переселился с матерью в устье Дона на хутор Шмат, где устроился в рыбацкую артель. В свободное время зарисовывал жизнь рыбаков и лепил из глины. В 1928 по рекомендации приезжавших в станицу ростовских художников поступил на 3-й курс в Первую советскую художественную школу Донпрофобра (ныне – Ростовское художественное училище имени М. Б. Грекова), где учился у основателя школы А. С. Чиненова. Одновременно работал художником в газете «Большевистская смена». Его работы на батальные темы выставлялись в краевом Музее Северного Кавказа (ныне Ростовский краеведческий музей). Брал уроки у Э. В. Аусберга и М. Б. Грекова, (помогал последнему в создании диорамы «Взятие Ростова Красной Армией»; 1932). В 1929–1930 стажировался в Москве, сотрудничал как художник в прессе, обучался на курсах Ассоциации художников революции.

Прервав учебу, в 1931 вернулся в Ростов-на-Дону и стал работать художником в местном Музее Революции. Затем опять приехал в Москву, где до 1933 служил в тресте «Промстрой» и в ИЗОГИЗе. С марта 1933 – скульптор-художник Управления строящегося городского театра в Ростове-на-Дону. Весной 1933 был подвергнут кратковременному аресту за антисоветские высказывания, но не привлечен к суду. В ближайшие годы выполнил несколько горельефов для общественных зданий (до настоящего времени сохранилось два горельефа на фасаде Драматического театра им. М. Горького «Донская Вандея» и «Железный поток», а также рельеф на гостинице «Ростов» и фонтан «Богатырь» на углу Буденновского пр. и Красноармейской ул. (оба последних произведения – в соавторстве с Е. В. Вучетичем). Создал барельефы для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939).

По рекомендации М. Горького был приглашен М. А. Шолоховым для создания иллюстраций к роману «Тихий Дон» – три издания романа с его многочисленными иллюстрациями (всего около ста) вышли в 1935–1937, 1939–1940 и 1941. По заказу Московского фарфорового завода работал над циклом скульптур по мотивам «Тихого Дона» (не сохранились). В 1934 создал 8 карандашных иллюстраций к роману из казачьей жизни Д. И. Петрова-Бирюка «На Хопре», позже – 4 иллюстрации к роману А. С. Серафимовича «Железный поток» и рисунки к повести Н. А. Островского «Как закалялась сталь».

В ноябре 1941 в Ростове-на-Дону оказался в зоне немецкой оккупации. Создал много рисунков, изображающих казачий быт и сцены из жизни заключенных в ГУЛАГе. В 1944 показал рисунки к «Тихому Дону» и графические сцены казачьего быта на выставке украинских художников во Львове. Зимой 1943/1944 во время отступления немцев при содействии оккупационного командования добровольно уехал на Запад с женой, художницей Е. И. Корольковой, и годовалым сыном Александром. Исполнил скульптурный портрет Гитлера, который, по некоторым данным, послужил образом для почтовой марки.

По окончании войны попал в лагерь для перемещенных лиц в австрийском городе Парш (вместе с художниками Ю. В. Бобринским, Г. Ф. Поповым и К. М. Черкашениновым). В лагере организовал «Кружок для изучения живописи».

В конце 1948 при содействии родственника, Николая Евдокимовича Королькова, члена Донского Казачьего круга в изгнании, эмигрировал с семьей в США, поселился в Нью-Йорке. В первое время вместе с женой работал на текстильной фабрике, создавая рисунки для ткани. Тогда же начал получать частные художественные заказы. Написал монументальную картину «Выдача казаков большевикам англичанами в Лиенце 1 июля 1945 г.», посвященную одному из трагических эпизодов военной истории ХХ века (Музей Кубанского Казачьего войска , шт. Нью-Джерси); создал скульптуру «Ермак Тимофеевич» (там же) и модель памятника жертвам коммунизма «Россия на Голгофе». В журнале «Life» в 1953–1957 публиковались его цветные иллюстрации к вымышленному рассказу о всеобщем восстании узников сибирских концлагерей. По заказу Информационного агентства США создал серию антисоветских карикатур для их возможного использования в виде листовок. Иллюстрировал книги американских авторов. В последние годы писал новеллы по мотивам казачьего быта, собирался издать их со своими иллюстрациями.

Похоронен на казачьем участке Свято-Владимирского кладбища возле Кэссвилла, шт. Нью-Джерси.

В 1995 роман С. А. Шолохова «Тихий Дон» с его иллюстрациями был вновь выпущен в Москве Воениздатом. 28 работ художника (акварели, карандашные наброски) в ноябре 2005 поступили в фонд Шолоховского музея-заповедника станицы Вешенской. На фасаде здания Драматического театра им. М. Горького в Ростове-на-Дону открыта мемориальная доска в честь художника.

Сын Александр – художник-декоратор.

Библиография:

*Александров.

Завалишин Вяч. Памяти Сергея Королькова // Новое русское слово. 1967. 24 марта.

Завалишин Вяч. Памяти Сергея Королькова // Новое русское слово. 1969. 11 сент.

Быкадоров В. И. Сергей Григорьевич Корольков // Русская жизнь (Сан-Франциско). 1983. 4 и 5 мая.

Оленев А. Портрет Гитлера, памятник Рузвельту – все это – работы донского казака?! // Вечерний Ростов. 1994, 15 ноября (№ 215 – 10820).

Голлербах С. Л. Свет прямой и отраженный: Воспоминания, проза, статьи. СПб.: Инапресс, 2003. С. 748–749.

Голлербах С. О русских художниках в Америке // Судьбы поколения 1920–1930-х годов в эмиграции : Очерки и воспоминания / ред.-сост. Л. С. Флам. М.: Русский путь, 2006. С. 402-403.

Смирнов В. В. Мир Сергея Королькова. Ростов-на-Дону, 2009.

Голлербах С. Нью-Йоркский блокнот. Книга воспоминания. Нью-Йорк, 2013. C. 142‒146.

Леонова В. Неизвестные страницы жизни и творчества Сергея Королькова в коллекциях фонда музея-заповедника М.А. Шолохова; Михайлов В.И. Из воспоминаний о С.Г. Королькове // Relga. Научно-культурологический журнал. 2015. № 9 (297).

Библиотека
сайта:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

15.12.2016