ЯВЛЕНСКИЙ Алексей Георгиевич

Jawlensky A.

А. Г. Явленский. Висбаден, 1924. Фотография.

13/25 марта 1865* (Торжок, Тверской губ.) – 15 марта 1941 (Висбаден, Германия). Живописец.

Дворянин, сын Георгия Никифоровича Явленского (1826–1885), гусарского полковника и Александры Петровны, урожд. Медведевой (ок. 1840 - 1918?). Брат Сергея Явленского (1860–1929), военного юриста, генерал-майора, и Дмитрия Явленского (1866–1920?), в 1910-е — губернатора Акмолинской области, Псковской, Могилевской губерний.

Детство провел в унаследованном матерью имении Кузлово под Вышним Волочком в Тверской губернии. В 1874 переехал с матерью в Москву. Учился в гимназии, затем во 2-м Московском кадетском корпусе (1877–1884), где рисование преподавал художник С. И. Васильев, и в 3-м Александровском военном училище (1885–1887). Еще в училище увлекся искусством, копировал картины в Третьяковской галерее. По завершении учебы был произведен в подпоручики и зачислен в 7-й гренадерский полк. В 1890 добился перевода в Санкт-Петербург, в Кронштадтский крепостной пехотный батальон и поступил вольнослушателем в ИАХ, где учился у И. Е. Репина, П. П. Чистякова и А. И. Куинджи. В 1893, разочаровавшись в методах академического преподавания, сосредоточился на самообразовании, работал в мастерской ученицы Репина М. В. Верёвкиной, которая стала его гражданской женой.

В 1896, выйдя в отставку в чине штабс-капитана, уехал с Верёвкиной в Мюнхен, где они прожили 18 лет. Их мюнхенская квартира в районе Швабинг на Giselstrasse, 23 (дом не сохранился), стала местом постоянных встреч известных деятелей художественного и музыкального мира; здесь бывали С. П. Дягилев, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, А. С. Сахаров, Элеонора Дузе, основатель галереи Der Sturm Х. Вальден, многие русские и немецкие художники.

Вместе с Верёвкиной, Д. Н. Кардовским и И. Э. Грабарем поступил в Школу А. Ашбе; познакомился с М. В. Добужинским, В. В. Кандинским и Г. Мюнтер. В 1897 с Ашбе и группой соучеников побывал в Венеции для изучения старых итальянских мастеров. В 1899 помогал Ашбе вести занятия. В 1890–1900-е много путешествовал, работал в Италии и Франции (Париж, Нормандия, Бретань). В 1901–1902 провел 14 месяцев в России, во время этой поездки сблизился с Еленой Михайловной Незнакомовой (1881–1955), воспитанницей и прислугой семьи Верёвкиных; у них родился сын Андрей (Явленский-Незнакомов), впоследствии ставший художником. Брак с Незнакомовой официально оформил только в 1922.

В ранний период творчества последовательно испытал влияние И. Е. Репина, В. А. Серова и К. А. Коровина, позже — Дж. Уистлера, И. Зулоаги, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо и в особенности А. Матисса, с которым познакомился в 1907 в Париже. В начале 1900-х пришел к индивидуальной манере, основанной на упрощении натуры в соответствии с разработанным Ашбе принципом «большой линии» и «большой формы»; использовал интенсивную гамму чистых цветов, усиленную черными контурами. С 1903 выставлялся в Мюнхенском и Берлинском сецессионах. Участвовал в русских выставках: Нового общества художников (СПб., 1905), СРХ (М., 1906), «Венок» (СПб., 1908), в «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), 1-м и 2-м «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910 и 1911), «Бубновый валет» (М., 1910/1911). В 1906 его пейзажи Бретани экспонировались на организованной С. П. Дягилевым выставке «Мир искусства» в Санкт-Петербурге и выставке «Два века русского искусства» в рамках парижского Осеннего салона.

В 1909 вместе с Кандинским организовал мюнхенское Новое художественное общество (Neue Künstler-Vereinigung München) — в ответ на отказ Сецессиона экспонировать их произведения. Был избран вице-президентом Общества, а после ухода Кандинского (1911) — президентом. Позже сотрудничал с основанным Кандинским объединением «Синий всадник» («Der Blaue Reiter») и участвовал в его выставках (1911/1912). Провел персональные выставки в Бремене (1911), Мюнхене (1912 и 1913) и Берлине (галерея Der Sturm, февраль 1914).

С началом Первой мировой войны вместе с Верёвкиной, Незнакомовой и сыном был вынужден бежать из Германии в Швейцарию, оставив бòльшую часть имущества. Жил в Сен-Прё близ Лозанны (1914–1916), где встречался с обосновавшимися там в военное время С. П. Дягилевым, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, И. Ф. Стравинским и Л. С. Бакстом.

С 1917 жил в Цюрихе, который к концу войны стал крупным международным художественным центром, с марта 1918 — в Асконе (1918–1921). В мае 1921, после разрыва с Верёвкиной, вернулся с семьей в Германию и поселился в Висбадене. В 1934 получил германское гражданство.

С 1916 его менеджером была художница из Брюсселя Эмма Шейер, шутливо прозванная им «Галка». В 1917 она организовала его большую персональную выставку в Базеле, с 1920 ежегодно устраивала его выставки во многих городах Германии, с 1936 — в США. В 1924 по ее инициативе возникло объединение «Синяя четверка» («Die Blauen Vier»: Явленский, Кандинский, П. Клее и Л. Фейнингер), которое в дальнейшем с успехом провело свыше 20 выставок в Германии и США. Совместно с другими художниками-эмигрантами участвовал в XII Международного биеннале искусств в Венеции (русский отдел, 1920) и на выставке русского искусства в Ганновере (1921).

Его живопись становилась все более условной. Излюбленным мотивом стали головы и полуфигуры, образованные плавными линиями и плоскостями с тонкими цветовыми переходами: «Терновый венец» (1918), «Молитва» (1922), «Поэзия утра» (1930). Та же графическая схема повторяется в черно-белых литографиях (альбом из шести автолитографий «Голова», Висбаден, 1922). В начале 1930-х пришел к грубому мазку и неожиданным, нарочито дисгармоничным сочетаниям мрачных тонов. В 1933–1937 создал более тысячи работ, названных «Медитациями», которые считал итогом своего духовного опыта и вершиной творчества. С минимальными изменениями варьировал одну и ту же композиционную схему, в которой очертания лица трансформировались в крестообразный символ, перечеркивающий всю поверхность картины.

С 1929 страдал прогрессирующей болезнью суставов, которая вынуждала держать кисть обеими руками, а к концу 1930-х привела к полной потере работоспособности.

В 1933 нацистские власти Германии, объявившие борьбу с авангардным искусством, запретили ему выставочную деятельность. Исключение составила выставка «Дегенеративное искусство», организованная властями с пропагандистской целью (она открылась в мюнхенском Доме искусств в июле 1937 и до апреля 1941 посетила 12 городов). В последние годы существовал на ежемесячное пособие от Общества Явленского, организованного его почитателями. Был отпет в православном соборе Св. праведной Елизаветы и похоронен на русском кладбище в Висбадене. Надгробную речь произнес его многолетний друг немецкий художник А. Эрбсле. Именем художника названы улицы в Мюнхене и Висбадене. Его архив находится в Локарно (Швейцария).

В послевоенные годы мемориальные выставки Явленского и «Синей четверки» прошли во многих городах Европы и США. Представлен в крупнейших музеях современного искусства на Западе, а также в ГРМ и ГТГ; в собрании Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (8 работ). В 2000 выставка его произведений состоялась в ГРМ, в 2018 — там же была организована совместная выставка отца и сына Явленских.

_______

(*) Дата рождения указана по данным Послужного списка А. Г. Явленского. В западноевропейской литературе датой рождения А. Г. Явленского принято считать 26 марта 1864 года – эту дату он указал при регистрации в Мюнхене в 1896 году и далее указывал во всех документах в Европе.

Библиография:

† РГИА Ф. 789. Оп. 11. 1890. Д. 176.

* Бенуа-1; Грабарь-1, 2; Добужинский; Новое о Репине; AI 1/725, 2/631, 5/433, 6/555, 7/626, 8/623, 10/444, 11/358, 12/451, 13/454, 14/490, 15/503, 16/294, 17/306, 18/361, 19/493, 20/483, 21/487, 22/396, 27/463, 28/519.

Весы. 1907. № 1. С. 105; № 2. С. 110–111; 1909. № 3. С. 112.

Аполлон. 1910. № 4. С. 28–30; 1914. № 6/7. С. 121.

Репин И. Е. Салон Издебского // Биржевые ведомости. 1910. 20 мая (веч. вып.).

Художник. Выставка картин М. Верёвкиной, Цукермана и Явленского // Наша копейка (Вильно). 1915. 12 янв.

Т. В. Интересная выставка // Посев (Франкфурт-на-Майне). 1947. № 20, 14 сент.

Чижевский Д. Выставки русских художников в Европе: Алексей Явленский и русская икона // Новый журнал (Нью-Йорк). 1958. № 53. С. 94–97.

Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания. Статьи. Письма / сост. Е. Д. Кардовская. М., 1960. С. 39, 64, 65, 74, 287.

И. Е. Репин: Избранные письма. 1867–1930: в 2 т. / сост. И. А. Бродский. Т. 2. М., 1969.

Куликова И. С. Экспрессионизм в искусстве. М., 1978. С. 50, 64–66.

Никитина Н. Выставка Алексея Явленского в Германии // Русская мысль (Париж). 1983. № 3470, 23 июня. С. 13.

Соколовский В. Алексей Явленский // Творчество. 1991. № 8. С. 26–29.

Казарцева Н. Наш соотечественник — художник Алексей фон Явленский // Иностранная литература. 1993. № 12. С. 251.

Козлов Г. Явление Явленского народу // Итоги. 1998. 7 апр. С. 74–75.

Бельгин Т. Алексей Явленский: Биография. СПб., 2000.

Алексей Явленский: Живопись из собрания Омского музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля: Каталог / сост. И. Г. Девятьярова. Омск, 2004.

Девятьярова И. Г. Явленский в кругу соотечественников // Новый мир искусства (НОМИ). 2004. № 2. С. 23–25.

Эпистолярное наследие Алексея Явленского в Литве: Письма Алексея Явленского Марианне Верёвкиной / публ. и коммент. Л. Лаучкайте // Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. Вильнюс: Изд-во Вильнюсского университета, 2005. Вып. IX. С. 248–316.

Девятьярова И. Г. Мемуары Алексея Явленского в зарубежных архивах: история создания и проблемы использования // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья / отв. ред. О. Л. Лейкинд. СПб., 2008. С. 167–175.

Девятьярова И. Г. Алексей Явленский. М., 2012.

Grohman W. Alexey Jawlensky. Paris, 1934.

Weiler C. Alexey von Jawlensky. Wiesbaden, 1955; Köln, 1959.

Weiler C. Jawlensky: Köpfe. Gesichte. Meditationen. Hanau, 1970.

Zweite A. Alexej Jawlensky: 1864–1941. München, 1983.

Fäthke B. Alexej Jawlensky: Zeichnung, Graphik, Dokumente [: Catalogue] / Museum Wiesbaden. Wiesbaden, 1983.

Rosenbach D. Alexej Jawlensky: Leben und Druckgraphisches Werk. Hanover, 1985.

Alexej Jawlensky: Gemälde 1908–1937 [: Catalogue] / Wolfgang Wittrock Kunsthandel. Düsseldorf, 1986.

Jawlensky: Father and Son [: Catalogue] / Leonard Hutton Galleries. New York, 1987.

Alexej von Jawlensky / Musée d’Arles; préf.: M. Moutashar, texte: J.-M. Palmer, I. Goldberg. Arles, 1993.

Alexey von Jawlensky: Catalogue Raisonné of the Oil Paintings / text by Maria Jawlensky, Lucia Pieroni-Jawlensky and Angelica Jawlensky. London : Sotheby’s Publications, 1991–1998. Vol. 1: 1890–1914; Vol. 2: 1914–1933; Vol. 3: 1934–1937; Vol. 4: Watercolours and drawings, 1890–1938 (with addenda to the Catalogue of the oil paintings).

Alexej von Jawlensky // URL: http://www.jawlensky.ch (дата обращения: 01.01.2016).

Библиотека
сайта:
Сайты:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Ирине Девятьяровой (Омск) за ценные уточнения и дополнения.

Дата ввода:

12.02.2012