БЕЛОВА Ангелина Михайловна

Beloff A.

А. П. Белова. 1917.

10 / 22 июня 1879 (С.-Петербург) – 30 декабря 1969 (Мехико). Живописец, график.

Дочь надворного советника Михаила Николаевича Белова. В 1896 окончила Василеостровскую женскую гимназию, в 1896–1900 прошла полный 4-летний курс наук на физико-математическом отделении Высших женских курсов. С 1898 посещала вечерние классы ИАХ. Увлекалась Веласкесом и Рембрандтом, картины которых копировала в Эрмитаже. В 1902 училась в частной студии О. Э. Браза. В 1904 безуспешно пыталась поступить в ИАХ, в 1905 поступила на живописное отделение с испытательным сроком, по окончании которого (декабрь 1906) была отчислена. В мае 1907 получила звание учительницы рисования в средних учебных заведениях, сдав экзамен на Педагогических курсах при ИАХ.

После смерти отца в 1909 жила на денежное содержание по завещанию и получала небольшую стипендию от государства. Уехала в Париж для продолжения учебы. Посещала Академию Анри Матисса, занималась под руководством испанского художника Англада Камараса. Изучала технику гравюры. Дружила с художницей Мари Бланшар, с ней ездила на этюды в Бретань, Брюгге и в Брюссель, где впервые познакомилась с Диего Риверой. В 1910 ненадолго ездила в Россию. В 1911 вернулась в Париж, вышла замуж за Д. Риверу и поселилась с ним на Монпарнасе. С 1912 выставляла ксилографии в Осеннем салоне и салоне Независимых. Совершила с мужем несколько поездок в Испанию и на Балеарские острова. В 1916 у них родился сын Диего (умер год спустя). В окружение тех лет входили художники Ж. Липшиц, Мари Лорансен, мексиканский писатель Мартин Луис Гузман. В 1921 Диего Ривера оставил ее, вернувшись в Мексику. Вторично замуж уже никогда не вышла.

В живописи начала с импрессионистических работ, недолго увлекалась кубизмом и вернулась к реалистической манере. Писала пейзажи, портреты и натюрморты. Выставлялась в парижских салонах, участвовала в Выставке русского искусства в Лондоне (Whitechapel, 1921). В 1926, как член салона Независимых, провела в нем ретроспективную выставку. Была действительным членом Осеннего салона. В 1925–1931 исполнила иллюстрации к книгам: «Ariane, jeune fille russe» C. Anet (1925), «Récits» Ch. Vildrac (1926), «Le rêve franciscain» F. Jammes (1927), «Construire un feu» J. London, «Les contes de Perrault» (1929) и др., а также к нескольким библиофильским изданиям серии «Les œuvres représentatives». Сотрудничала в периодических изданиях «Les Annales», «La Revue Française», «Floréal» и «Les Partisans». Участвовала в выставке «Роскошная книга 1923–1927» в Музее книги в Брюсселе (1927).

В 1927 поселилась вместе с Мари Бланшар и познакомилась с ее родственником – мексиканским скульптором Германом Куето (Germán Cueto). В 1932 по его приглашению поехала в Мексику, намеревалась провести в стране несколько месяцев, но осталась там до конца жизни.

В 1932 провела персональную выставку в Салоне искусства при Министерстве просвещения в Мехико (акварели, рисунки, гравюры). В 1933–1937 работала учителем рисования и преподавала французский язык в школе прикладного искусства «Художественная книга», перевела с русского языка книгу о кукольном театре, публиковала в журнале «Школьный учитель» статьи о технике рисунка и кукольном театре. В 1934 вступила в Лигу революционных художников Мексики. В 1938 была командирована в Европу для изучения кукольного театра, посетила Францию, Бельгию и Швейцарию. По возвращении в Мексику, с 1939, работала художником и режиссером кукольного театра. В 1945 вышли написанная и иллюстрированная ею книга «Кукольный театр: история, техника и воспитательная функция» и иллюстрированные ею сказки: «Конек-Горбунок» П. П. Ершова и «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.

Исполнила настенные росписи на тему «Цирк» в детской больнице и на тему сказок писателя Мигеля Н. Лиро в особняке Gonzales-Gallo. В 1947 участвовала в создании Общества граверов Мексики, в 1948 стала членом-учредителем Салона искусств Мексики, в 1950 провела там персональную выставку. В 1951 участвовала в выставке «Два века мексиканской гравюры» в Национальном историческом музее. В 1967 во Дворце изящных искусств в Мехико прошла ретроспективная выставка. В 1988 в Музее-студии Д. Риверы состоялась мемориальная выставка «Ангелина Белова. Иллюстратор и гравер».

Представлена в государственных музеях Мексики – Музее современного искусства и Национальном музее искусства, более 80 работ раннего периода (гравюры, рисунки, акварели) находятся в частном музее Долорес Ольмедо Патиньо (Museo Dolores Olmedo).

Отношениям А. Беловой и Д. Риверы посвящен роман мексиканской писательницы Элены Понятовска (Elena Poniatowska. «Querido Diego, te abraza Quiela», 1978).

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1904. Д. 190; ХРЗ

Эренбург И. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. М., 1966. С. 182.

Полевой В. М. Двадцать лет французской графики: Рисунок в революционных газетах и журналах, политический плакат 1920-х–1930-х годов. М., 1981. (Указ.).

Сикейрос Д.-А. Меня называли лихим полковником: Воспоминания. М., 1986. С. 105–109.

Рождественский Г. Парижские букинисты: Фрагменты из книги // Наше наследие. 1998. № 46. С. 157–166.

Angelina Beloff: ilustradora y grabadora / INBA–SEP y Instituto Francés de América Latina. México, 1988.

Сочинения:

Muñecos animados: Historia, técnica y función educativa del teatro de muñecos en México y en el mundo. México, 1945.

Memorias / Introducción de Bertha Taracena; epilogo de Raquel Tibol. México: Coordinación de Difusión Cultural, Dirección de Literatura. UNAM: SEP, 1986.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

22.03.2012