ДМИТРЕНКО Михаил Сергеевич

Dmitrenko Mikhail

Михайло Дмитренко

9 ноября 1908 (г. Лохвица, Полтавской губ., Украина) – 1996 или 1997 (Детройт, шт. Мичиган, США). Живописец, иконописец, художник-монументалист.

В 1924–1926 учился в Киевской художественно-индустриальной школе, в 1926–1930 – в Киевском художественном институте. По окончании обучения краткое время практиковал на Донбассе, затем вернулся в Киев. Служил художником в Театре рабочей молодежи, позже по приглашению своего учителя Федора Кричевского был ассистентом, затем доцентом кафедры рисунка архитектурного факультета Киевского художественного института. Выставлялся в Киеве, Харькове, Донецке.

В октябре 1939 в группе советских художников был направлен для творческой работы во Львов, вошедший вместе с Западной Украиной в состав СССР. В том же году вместе со скульптором Сергеем Литвиненко создал во Львове монумент Советской Конституции (исполнителями были скульпторы Е. Дзиндра и А. Коверко). В конце 1939 вместе с Литвиненко соорудил во Львове монумент «Сталинская Дружба Народов». Оба монумента, выполненные во временном материале, были уничтожены в 1941, с началом немецкой оккупации Львова. Был одним из организаторов львовского отделения Союза советских художников Украины. В мае–июне 1940 был ответственным за устройство Вставки украинской графики, призванной продемонстрировать достижения как советского, так и западно-украинского искусства.

Летом 1941, с приходом во Львов немецких оккупационных войск, стал одним из организаторов Союза украинских изобразительных художников (голова – Михаил Осенчук), был назначен директором производства этой организации. Участвовал в устройстве первой выставки Союза (20 декабря 1941) и последующих выставок. На выставках показывал живописные портреты и жанровые композиции. По поручению Союза наблюдал за изготовлением массовой художественной продукции – небольших рельефов с изображением известных украинских деятелей, которые выпускались на Керамико-скульптурной фабрике во Львове. Создавал иконостасы для украинских православных и католических церквей, писал иконы, расписывал стены и своды храмов, в частности, по просьбе митрополита Андрея Шептицкого вместе с Василием Дядинюком украсил темперой Благовещенскую церковь в Городке Ягайлонском под Львовом.

Летом 1944 оказался в Баварии, некоторое время провел в лагере Ди-Пи. В 1946 в Мюнхене вошел в инициативную группу украинских художников, которая организовала и оформила украинский отдел художественной «Выставки перемещенных лиц». Следствием этой акции стала новая организация – Украинский союз изобразительных искусств, первый съезд которой состоялся в январе 1947 в Мюнхене. Был избран секретарем этой организации.

В 1951 переехал в Канаду, поселился в Торонто, где работал как живописец и график, позже жил в Виндзоре, затем переехал в Детройт (США). В 1954 по его инициативе в Торонто была организована первая большая выставка украинских художников Америки и Канады, ставшая смотром творческих сил диаспоры. С тех пор такие выставки неоднократно проводились в Торонто, а также в Детройте и Нью-Йорке.

Многое сделал в области церковного искусства, создал иконы и стенные росписи для собора св. Владимира в Торонто, базилики св. Колумба в Янгстауне и св. Антония в Саут-Баунде, собора пресвятой Богородицы в Гемтреку, церкви св. Константина и Елены в Миннеаполисе, собора св. Юра в Нью-Йорке и др.

Похоронен на кладбище св. Андрея в Саут-Баунд-Бруке, шт. Нью-Джерси, США.

Библиография:

Шибанов Г. Он был великим мастером: Из творческого наследия Михаила Дмитренко // День (Киев). 2007. № 91. URL: http://day.kyiv.ua/ru/article/ukraina-incognita/byl-velikim-masterom (дата обращения: 26.02.2018).

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

29.05.2018