САБАШНИКОВА (в замуж. Сабашникова-Волошина) Маргарита Васильевна

Sabashnikoff (épouse Woloschin) Margarita

М. В. Сабашникова.

31 января 1882 (Москва) – 2 ноября 1973 (Штутгарт, земля Баден-Вюртемберг, Германия). Живописец и поэт.

Дочь богатого купца из Кяхты Василия Михайловича Сабашникова, двоюродного брата книгоиздателей М. В. и С. В. Сабашниковых. Детство провела в Москве. В 1892–1895 путешествовала с родителями по Европе. Позже изучала естественные науки на курсах при Московском университете. В конце 1890-х приехала в С.-Петербург и поступила в Рисовальную школу кн. М. К. Тенишевой, занималась у И. Е. Репина. Посещала московские мастерские К. А. Коровина и В. А. Серова.

В 1904–1905 жила в Париже, училась в академии Ф. Коларосси и у Люсьена Симона. Входила в русский художественный кружок «Монпарнас». В 1906 участвовала в выставке «Мир искусства» в С.-Петербурге и Выставке русского искусства в парижском Осеннем салоне (картина «Убийство царевича Дмитрия в Угличе», портреты родных). Во Франции познакомилась с поэтом Максимилианом Волошиным и стала его женой.

Вернувшись в Россию, поселилась с мужем в С.-Петербурге в доме на углу Тверской и Таврической улиц (ныне № 1/35; известный как дом с «башней» Вяч. Иванова). Занималась в располагавшейся в том же здании художественной школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского. Была дружна со многими поэтами и художниками. Исполнила живописные и графические портреты М. А. Волошина, В. И. Иванова, М. А. Кузмина, К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Чехова и Л. Н. Толстого. Рисовала для журналов. Участвовала в выставке «Современный русский женский портрет» в редакции журнала «Аполлон» (СПб., 1910). Опубликовала стихи в сборнике «Цветник Ор» (СПб., 1907) и в «Антологии “Мусагет”» (М., 1911), написала книгу о Серафиме Саровском (М., 1913).

Брак с М. Волошиным распался в 1907. После 1908 жила за границей. Стала ближайшей ученицей и помощницей основоположника антропософии Рудольфа Штайнера. Под его влиянием создавала картины религиозно-мистического содержания: триптих «Три жертвы» (1912) и др. Участвовала в художественном оформлении здания антропософского центра «Гётеанум» (Goetheanum), построенного под руководством Штайнера в Дорнахе, под Базелем.

В начале 1917 вернулась в Москву. После революции служила секретарем в отделе живописи Пролеткульта и театральном отделе Наркомпроса. Участвовала в работе Московского антропософского общества. Перенесла голод и сыпной тиф.

В августе 1922 под предлогом болезни получила разрешение на выезд в Нидерланды, откуда переехала в Дорнах, а через полгода в Германию. Поселилась в Эйнзигене близ Ульма, позже перебралась в Штутгарт, где проходила лечение в клинике легочных заболеваний.

Со второй половины 1920-х в живописи часто обращалась к библейским мотивам. Расписала ряд иконостасов в храмах нового религиозного движения «Die Christengemeinschaft» («Собор христиан»).

В 1930-е вела курс Вальфдорфской педагогики для учителей в Дорнахе и намеревалась создать там художественную школу, что не удалось из-за нехватки средств и неблагоприятной политической обстановки. С приходом к власти нацистов многие ее произведения были уничтожены как образцы «дегенеративного» искусства.

В годы Второй мировой войны, спасаясь от воздушных налетов на Штутгарт, устроилась в деревне в северном Шварцвальде, где начала работать над мемуарами (опубликованы в 1952, в дальнейшем выдержали ряд переизданий). Зимой 1945/1946 вернулась в Штутгарт. В послевоенные годы вела курс в Антропософском учительском институте, работала с детьми в школах и продолжала заниматься живописью.

Последние годы провела в доме для престарелых. В ноябре 1972, за год до смерти, ее работы экспонировались на ретроспективной выставке «Русский реализм» в Баден-Бадене. Последней работой стала картина «Орфей», оставшаяся незаконченной.

Библиография:

* ХРЗ.

Маковский С. Страницы художественной критики. Кн. III. СПб., 1913. С. 78.

Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. Пг., 1923. С. 122–123.

Блес В. Памяти М. В. Сабашниковой-Волошиной // Русская мысль (Париж). 1975. 6 февр. (№ 3037). С. 9 (с портр.).

Волошин М. А. Лики творчества. Л., 1988. С. 835 (указ.).

Жемчужникова М. Н. Воспоминания о Московском антропософском обществе (1917–1923) / Публ. Дж. Малмстада // Минувшее: Исторический альманах. Вып. 6. М., 1992. С. 7–53.

Андрей Белый и антропософия / Публ. Дж. Малмстада // Там же. С. 337–450; вып. 8. М., 1992. С. 409–471; вып. 9. М., 1992. С. 409–488.

Купченко В. В. Принцесса «Серебряного века» // Русская словесность. 1993. № 1. С. 64–67.

Moering R., Rapp D., Wermbter R. Margarita Woloschin. Leben und Werk. Stuttgart, 1982.

Сочинения:

Разговор с Львом Толстым / Публ. С. В. Белова // Вопросы литературы. 1977. № 9. С. 177–185.

Зеленая змея. Мемуары художницы / Пер. с нем. Е. С. Кибардиной. Вступ. ст. и коммент. С. В. Белова. СПб., 1993.

Woloschin М. Die grüne Schlange: Lebenserinnerungen. Stuttgart: Verlag Freies Geistesleben, 1954, 1968, 1982, 2009.

Woloschin M. Green Snake. Edinburgh: Floris Books, 2010.

Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

20.08.2012