МАРЕВНА (урожд. Воробьева-Стебельская Мария Брониславовна)

Marevna (née Vorobieff-Stebelskaya Marie)

Маревна. Фото. (Ист.: http://www.abstract-art-explained.com/marevna.html)

14 февраля 1892 (близ Чебоксар, Казанская губ., ныне Чувашия) – 4 мая 1984 (Лондон). Живописец, график и скульптор.

Дочь актрисы Марии Розанович, в замужестве Воробьевой, и польского дворянина Бронислава Викентьевича Стебельского. Жила с отцом в Тифлисе, где он служил лесничим. В 1907–1908 посещала Тифлисскую школу изящных искусств. В 1910 поступила в Строгановское художественно-промышленное училище в Москве. В 1911 побывала в Риме и на Капри; познакомилась с М. Горьким, который придумал для нее прозвище Маревна (по имени сказочной Марьи Маревны), ставшее псевдонимом.

В 1912 приехала в Париж. Встретилась со скульптором С.Ф. Булаковским, занималась под его руководством в Русской академии; посещала академии И. Зулоага и Ф. Коларосси. Стала завсегдатаем кафе «La Rotonde», познакомилась со многими русскими: М.А. Васильевой, М.А. Волошиным, И.Г. Эренбургом, Б.В. Савинковым и др., была дружна с Х. Сутиным и О. Цадкиным.

Писала картины в духе кубизма. Участвовала в салоне Тюильри (1912) и салоне Независимых (1913; с группой художников-кубистов). В январе 1914 внезапная смерть отца лишила ее средств к существованию. Но вскоре появились первые ценители и покупатели ее картин: маршан Л. Розенберг, коллекционер Густав Кан, комиссар полиции Л. Замарон.

В 1915 сблизилась с Диего Риверой. У них родилась дочь Марика Ривера (1919–2010), в будущем танцовщица и актриса. В 1921 рассталась с Риверой, который уехал в Мексику. Испытывала материальные трудности. Занялась ручным ткачеством, изготавливала пояса и ткани на грузинские мотивы, работала для кутюрье Поля Пуаре и Дома моды Юсуповых «ИрФе». Продолжала заниматься живописью – писала в технике пуантилизма и применяла комбинации геометрических линий для подчеркивания внутренней композиционной структуры картины. Участвовала в салонах Осеннем (1919), Тюильри (1923‒1924), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921) и Париже (кафе «La Rotonde», 1925), в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925). В 1929 провела персональную выставку живописи в галерее Густава Кана Quotidien, в 1936 – в галерее L. Zborovsky.

В 1936–1948 жила с дочерью на юге Франции – в Ницце, Жуан-ле-Пен, Каннах. В 1948 переехала в Англию, семь лет жила в Педлтауне (графство Дорсетшир), затем в Лондоне – в районе Илинг в собственном доме. После 1960 жила попеременно в Лондоне и Париже.

В 1960–1970-е написала серию портретов парижских художников-монпарнасцев. Создала крупноформатные (160×305 см) групповые портреты: триптих «Посвящение моим монпарнасским друзьям» (М. Волошин, М. Горький, Маревна, Марика, И. Эренбург, Х. Сутин, О. Цадкин, А. Модильяни, М. Кислинг, Д. Ривера, П. Пикассо, М. Шагал, Ф. Леже и др.), панно «Посвящение С.П. Дягилеву» (С. Дягилев, Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, Ж. Кокто, И.Ф. Стравинский) и др. Исполнила монументальное (185 × 300 см) полотно «Холокост» (1974).

Провела персональные выставки: в Лондоне – в галерее Lеfevre (1952), на фестивале Leicester (1977; к выставке был приурочен показ фильма «Маревна и Марика», снятого компанией В.В.С.), в фойе театра «Hammersmith» (1980, одновременно шли выступления дочери Марики); в Париже – в галерее Claude (1953); в Женеве – в Музее современного искусства (ретроспектива, 1971). Участвовала в тематических выставках: «Неоимпрессионизм» в Музее Гуггенхейма в Нью-Йорке (1968), «Женщины – художницы Парижской школы» в Женеве (1975) и «Безумные годы Монпарнаса» в Париже (в рамках 90-го салона Независимых, 1979). В 1978 о ней и ее дочери был снят фильм Яны Боковой. Написала три книги мемуаров. Ее портреты исполнили Д. Ривера (1915), А. Модильяни (1919) и П. Пикассо (1951).

Мемориальные выставки состоялись в Париже («Маревна и монпарнасцы», 1985, Музей Бурделя), Сан-Франциско (галерея Harcourts, 1990) и Лондоне («Маревна и Монпарнас», 1992, галерея Wildenstein). В России работы художницы впервые появились в 2003 – на выставке коллекции Цейтлиных (ГТГ) и на выставке «Русский Париж» (ГРМ), затем в 2004 в ГТГ состоялась ее пероснальная выставка.

В РГАЛИ хранится переписка Маревны с И.Г. Эренбургом.

Библиография:

* Неизвестная Россия, 105, 111-116; Nieszawer & Princ.

Эренбург И. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 8. М., 1966. С. 136, 186.

Он же. Стихотворения: Л., 1977. С. 67, 422.

Герман М.Ю. Парижская школа. М., 2003.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 250–255 (илл.).

Васильев А. Красота в изгнании: Творчество русских эмигрантов первой волны. Искусство и мода. /4 изд. М., 2004. С. 142, 145, 147-148, 279-280.

Маревна: каталог выставки в ГТГ. М., 2004.

Маревна (1892–1984). Каталог выставки. Государственная Третьяковская галерея. М., 2004.

Толстой А.В. Художники русской эмиграции. М., 2005. С. 40.

Исаев П. Строгановка: Императорское Центральное Строгановское художественно-промышленое училище. 1825–1918. Биогр. словарь. Т. 2. М., 2007. С. 227-228.

Marevna: [Catalogue]. Petit Palais, Genève. Genève, 1971.

The Paintings and Drawings of Marevna: [Catalogue]. Leicester Festival: May 21–June 11, 1977. London, 1977.

Marevna et les Montparnos / Pref. by G. Peillex: [Catalogue]. Musée Bourdelle. Paris: Musée de la ville de Paris, 1985.

Сочинения:

Моя жизнь с художниками «Улья». М., 2004.

Life in Тwo Worlds / With preface by Ossip Zadkine. London; New York; Toronto: Abelard–Schuman, 1962.

Life with the Painters of La Ruche. London, Constable, 1972; New York: Macmillan, 1974.

Mémoires d’une nomade. Paris: Encre, 1979.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

09.09.2012