РУЩИЦ Фердинанд-Эмануил (Фердинанд Эдуардович)

Ruszczyc Ferdynand Emanuel

Ф. Рущиц

27 ноября / 10 декабря 1870 (имение Богданов, Ошмянский уезд, Виленская губ., ныне д. Богданово, Воложинский р-н Минская обл., Беларусь) – 30 октября 1936 (там же). Художник, график, театральный декоратор, педагог.

Потомственный дворянин, римско-католического вероисповедания. Сын помещика и отставного штабс-капитана Копорского пехотного Его Королевского Высочества Наследного принца Саксонского полка Эдуарда Рущица (1830–1910) и Альвины, урожд. Мюнх (1837–1918). В 1883–1890 учился в минской гимназии, которую окончил с золотой медалью. Уже в гимназии проявил интерес к рисунку и живописи, занимался у воспитанника ИАХ К.Я. Ермакова.

По воле отца отправился в С.-Петербург, где осенью 1890 поступил на юридический факультет университета, проучился там два года. 20 ноября 1891 подал прошение в ИАХ о принятии в число вольнослушателей по классу живописи, а весной следующего года был переведен в академисты. В 1892 получил малую серебряную медаль, в 1893 – большую серебряную, в 1894 – малую серебряную. Вначале учился в пейзажном классе И.И. Шишкина, по совету которого летом 1894 и 1895 совершил путешествие по Крыму, затем с 1895 перешел в мастерскую А.И. Куинджи и стал одним из его ближайших учеников. Тесно сдружился с К.Ф. Богаевским, К.К. Вроблевским, И.К. Маньковским, В.К. Пурвитом, А.А. Рыловым, Н.К. Рерихом и др.

В феврале 1897, после вынужденной отставки А.И. Куинджи, вызванной конфликтом в стенах ИАХ, был в числе шести учеников отчислен из учебного заведения, но вновь подал прошение в ИАХ о приеме. Осенью 1897 представил на выставке конкурентов десять произведений, одно из которых – картину «Весна» – приобрел П.М. Третьяков. В ноябре 1897 получил звание художника.

Много путешествовал по Европе: в 1896 посетил Германию и Швецию, в 1897 – острова Рюген и Борнхолм, в 1898 – Австрию, Бельгию, Италию, Францию и Швейцарию.

В 1898 поселился в родовом имении Богданов под Вильно, однако, продолжал поддерживать художественные связи с С.-Петербургом, неоднократно приезжал в столицу. В 1898–1900 участвовал в Весенних выставках в ИАХ, организованных по инициативе Куинджи. С 1899 вместе с Пурвитом, Казимиром Стабровским, Михаилом Холодовским и другими входил в Комитет Весенних выставок. В 1899–1902 показывал пейзажи на выставках журнала «Мир искусства». 24 февраля 1900 на квартире С.П. Дягилева (Литейный пр., 45) участвовал в организационном собрании экспонентов выставок «Мир искусства», выработавшем правила дальнейшей стратегии. Работы воспроизводились и рецензировались в петербургских журналах и газетах: «Аполлон», «Живописное обозрение», «Искусство и художественная промышленность», «Мир искусства», «Новое время», «Петербургская газета».

В 1899 прошла первая персональная выставка в Варшаве в салоне «Zachęta» («Zachęta Narodowa Galeria Sztuki»). В 1900 стал членом Общества польских художников «Sztuka», где выставлял свои работы и сам организовал несколько выставок. В 1903 был избран членом московско-петербургского «Союза русских художников», но в выставках этого объединения не участвовал.

С 1903 сотрудничал с Казимиром Стабровским, Ксаверием Дуниковским и Каролем Тихым при организации Варшавской школы изящных искусств. В 1904 вместе с Конрадом Кржижановским, соучеником по ИАХ, начал преподавать в школе живопись. В Варшаве жил в доме Мауриция Спокорного на аллеях Уяздовских. В 1907 оставил профессорскую кафедру в Варшаве и ненадолго переехал в Краков, где преподавал в пейзажном классе в Академии изящных искусств.

В 1908 переехал в Вильно, где активно участвовал в художественной и общественной жизни города: был инициатором издания и графическим оформителем многих журналов и книг, автором афиш и плакатов. Участвовал в реставрации капеллы Образа Божьей Матери Остробрамской, состоял в комитете по возведению памятников Адаму Мицкевичу и Станиславе Монюшко в Вильно. Писал статьи о памятниках старины Вильно. Оформил пятнадцать театральных постановок в Варшаве и Вильно, в частности, пьес Юлиуша Словацкого и Станислава Виспяньского.

В 1919 занимался организацией отделения изящных искусств в восстановленном виленском университете им. Стефана Батория, а затем был его деканом (до 1933). В 1921 как делегат польских художников участвовал в организации и оформлении первой выставки Польского искусства в Гран Паласе в Париже. 30 октября 1933 случился приступ паралича, в результате которого потерял речь и подвижность правой руки. Однако, до конца жизни продолжал работать левой рукой.

С 1913 был женат на Регине Роук, дочери Оскара Роука (Oscar Rouck, 1850–1917), начальника Виленского отделения Санкт-Петербургского общества страхования от огня. Дочери: Янина (род. 1914), Ева (род. 1922), Барбара (1928–2001), сыновья: Эдвард (род. 1915), Оскар (род. 1917) и Андрей (род. 1926).

Похоронен в Богданове. Работы находятся в музеях России (ГРМ, ГТГ), Польши, Литвы, Беларуси и частных собраниях.

Библиография:

† РГИА. Ф. 789. Оп. 11. 1891. Д. 93 (Рущиц Ф.-Э.)

* Золотой век.

Тананаева Л.И. К проблематике творчества Фердинанда Рущица // Художественные процессы в русском и польском искусстве XIX – начала XX века. М., 1977. С. 69–90.

Фаминская Н.В. Польско-русские художественные связи / Фердинанд Рущиц // Проблемы развития зарубежного искусства: Сб. научных трудов. СПб., 1996. С. 48–51.

Mytarewa K. W Petersburgu // Ferdynand Ruszczyc. 1870–1936. Pamietnik Wystawy. Muzeum Narodowe w Warszawie. Warszawa, 1966. S. 56–65.

Polscy uczniowie Akademii Sztuk Pieknych w Petersburgu w XIX i na poczatku XX wieku. Katalog wystawy. Muzeum Narodowe w Warszawie. Warszawa, 1989. С. 30, 135.

Ruszczyc Ferdynand. Dziennik. Cz. 1, Ku Wilnu 1894–1919 Warszawa, 1994. Cz. 2, W Wilnie 1919–1932. Warszawa, 1996.

Ruszczyc Ferdynand (1870–1936). Życie i dzieło, oprac. S. Krzysztofowicz-Kozakowska, A. Kroplewska-Gajewska. Kraków, 2002.

Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

02.08.2018