СВЯТО-ОНУФРИЕВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ. Яблечна, Польша

Stauropigialny monaster św. Onufrego

Свято-Онуфриевский ставропигиальный мужской монастырь. Яблечна, Польша.

Яблочинский (Яблеченский) мужской монастырь расположен на окраине с. Яблечна (Яблочно), на левом берегу р. Буг. Его история – это история Православия в восточной Польше, или Холмской Руси.

По преданию, город Холм основал св. равноап. Владимир, который пожертвовал в устроенную в городе церковь икону, прославленную позднее как Холмская Божия Матерь. В летописи Холм впервые упоминается в 1074 году. Около 1235 князь Даниил Галицкий укрепил город, а в 1243 он перенес в него епископскую кафедру. Этот знаменитый князь-король был в 1264 погребен в местном Рождество-Богородицком соборе. В XV–XVI вв. на Холмщине и в Подлесье действовало более 15 православных монастырей.

Устройство Яблочинского монастыря началось после того, как на острове, между двумя рукавами Буга, была обретена икона прп. Онуфрия Великого, приплывшая по воде. Судя по хранившемуся в обители напрестольному Евангелию 1498 г., монастырь был, вероятнее всего, основан около этого времени, когда Яблочно владел Иван Иванович или Иван Насутович Заборезинский. Некоторые историки, правда, считали, что обитель возникла раньше, так как в ней хранилась икона Божией Матери с надписью «1151 год» (Яблочинская икона Божией Матери, в честь которой освящен один из приделов в монастыре). Соответственно, похожую по размеру и письму икону прп. Онуфрия тоже датировали XII–XIII вв.

Монастырь возник как ктиторский и потому был тесно связан с имением Яблочно, являясь приходским для входивших в имение деревень. Среди его благотворителей были владельцы имения: Боговитиновичи, кн. Александр Фридрихович (Семенович) Пронский, Лещинские. Хотя позднее владельцы стали католиками или реформатами, они продолжали покровительствовать обители. С 1620–1624 и до своей кончины в 1633 в ней жил и ею управлял Паисий (Черковский или Черхавский), последний православный епископ Холмский и Бельский. Усиление унии привело к тому, что к середине XVII века в обители осталась всего одна православная полуразрушенная церковь с кельями при ней.

Возрождение монастыря связано с владельцем Яблечна В. Р. Лещинским и его другом архим. Иосифом (Чаплицом). Из своей братии последний избрал наместником и строителем иером. Макария (Корниловича), который возвел церковь прп. Онуфрия со Сретенским приделом на хорах, трапезную с Успенской церковью (1653), колокольню (1651), настоятельские и братские кельи (1651) и ввел общежительный устав св. Василия Великого. До начала XVIII века Яблочно продолжало быть оплотом Православия, подчиняясь епископам Луцким, а с 1712 – митрополитам Киевским. Это был единственный монастырь в Холмской Руси, сохранивший православную веру на всем протяжении своего существования.

С приобретением в 1699 Яблочно кн. Радзивиллами усилились гонения со стороны униатов. В 1724 они ворвались в монастырь и бесчинствовали в нем, а впоследствии разными способами заставляли православных отрекаться от веры – не пускали на службы, отнимали воск и свечи, пытались перевенчивать. В 1753 разорение повторилось, сопровождаясь захватом имущества и монастырского архива. «Вы схизматики, горше жидов, турков и всякого рода поганов», – поносили православных базилиане-униаты.

Когда в Польше усилилось русское влияние, жить в монастыре стало легче. Екатерина II в своем рескрипте от 23 сентября 1763 русскому посланнику в Варшаве указала, чтобы Брестскому и Яблочинскому монастырям «притеснений отнюдь не было». По третьему разделу Польши Яблочно в 1796 отошло к Австрии, но через 20 лет вошло в состав Российской империи. До 1835 монастырь относился к Минской епархии.

В 1835 епископ Антоний (Рафальский), возглавивший новоучрежденную Варшавскую и Ново-Георгиевскую епархии, посетил монастырь и увидел, что его деревянные строения обветшали и не подлежат ремонту. В следующем году в Яблочно приехал известный польский архитектор Анджей Голонский, который составил план и смету в 24 748 руб. на возведение новой каменной церкви, дома и ограды. В 1838 началось строительство собора и келий.

6 декабря 1840 архиепископ Антоний освятил новый собор во имя прп. Онуфрия Великого. Северный придел был посвящен Сретению Господню, южный – Успению Пресвятой Богородицы. Ризницу и утварь привезли из Москвы, иконы в иконостас на холсте написал Бланк, профессор бывшего Варшавского университета.

Небольшое здание в стиле позднего ампира имеет в плане греческий крест и увенчано главой с полусферическим куполом на широком барабане. С запада его украшает четырехколонный портик с треугольным фронтоном, в котором изображены Спаситель, Божия Матерь и прп. Онуфрий. Чудотворный образ преподобного помещен у правого клироса. В 1837–1840 в обители возвели надвратную колокольню, ограду и братский корпус, где позднее была освящена церковь св. Иоанна Богослова.

В 1863 обитель дважды подвергалась нападениям мятежных поляков, которые, ворвавшись в нее, схватили архим. Анастасия (Голдаревского), стали искать деньги даже под престолом и жертвенником, забрали серебряные вещи, часы, лошадей и белье. Не найдя денег (казну увезли в Брест-Литовскую крепость), бунтовщики решили повесить настоятеля на груше, и его в последний момент буквально вынули из петли. После подавления бунта у левого клироса храма поставили Казанскую икону Божией Матери с надписью «В память избавления от смерти настоятеля и братии Яблочинского монастыря от польских жандармов-вешателей».

В 1875 холмские униаты были воссоединены с Православной Церковью, и в монастыре возросло число паломников и жертвователей. В 1878–1880 выстроен новый двухэтажный келейный корпус. При архим. Наркисе («Маркизе», как называли его крестьяне) около 1884 было изменено русло Буга, и монастырь, оказавшись после этого не на острове, а на левом берегу реки, больше не затапливался, хотя при весенних паводках к нему по-прежнему добраться можно было только на лодке.

В 1889 при монастыре была учреждена одногодичная школа для причетников. В ней 10 учеников изучали церковное пение, уровень которого сильно понизился в местах, где недавно царила уния. С учреждением в 1905 самостоятельной Холмской епархии монастырем управлял епископ Холмский и Люблинский – первым из них стал Евлогий (Георгиевский), позднее возглавивший русские православные приходы Западной Европы юрисдикции Константинопольской Патриархии.

Начало XX века было периодом расцвета монастыря, во главе которого стоял архим. Серафим, приглашенный Владыкой Евлогием из Москвы. Обитель преобразовали «на строгих началах общежития» и ввели древнерусский распев. В 1907 собор был капитально отремонтирован и «чудно расписан» на средства московского прот. Н. А. Копьева, главного благотворителя обители, который также подарил великолепный двухъярусный иконостас и 300-пудовый колокол. Тогда же на стекле был написан запрестольный образ Спасителя. Вероятно, в 1910 была переделана колокольня, которая приобрела завершение в русском стиле.

В 5 км к востоку от обители находится Белое озеро, куда любил приезжать архим. Герман (Иванов), предшественник о. Серафима, впоследствии викарный епископ Люблинский. Он бывал здесь с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). Оба они одновременно приняли постриг в честь прпп. Сергия и Германа Валаамских. Преждевременная (в 1904) кончина помешала Владыке Герману устроить скит на острове озера. В 1906 на фотоснимке этого места вдруг отчетливо проявилось изображение храма с куполами и крестами. 30 января 1909 там же, на сосне, явились в необыкновенном сиянии три иконы. На благодатном месте епископ Евлогий заложил в 1907 Белозерский скит, а через два года на средства прот. Копьева освященный скитский храм обогатился утварью и иконами прпп. Сергия и Германа Валаамских.

В 1908–1909, напротив святых ворот, была возведена в русском стиле пятиглавая Успенская деревянная «церковь-алтарь» (часовня). По просьбе прихожан в 1912, на берегу Буга, в местности «Святое поле» (близ с. Дратова), где, по преданию, произошло обретение иконы прп. Онуфрия, была основана Свято-Ильинская киновия. В том же году деревянная часовня в ней была перестроена в двухэтажную одноглавую церковь прор. Илии, которую освятил епископ Белостокский Владимир. В скиту имелись настоятельский и трапезный корпуса, школа и служебные постройки. На возвышенном месте была возведена Свято-Духовская часовня, где обычно служили в дни, когда обитель была окружена водой, например, в Пасху.

Монастырь стал крупнейшим в крае центром духовного просвещения – в нем действовали: школа причетников, приходская школа с церковно-учительскими курсами (при ней в 1911 прот. Копьев построил церковь свт. Иннокентия Иркутского), сельскохозяйственная школа с домовой Никольской церковью, устроенной в 1911–1913 дворянином Н. Н. Копьевым в память 300-летия Дома Романовых, и ремесленная школа для мальчиков и школа при киновии. В названных школах учились 431 человек. При монастыре работала также бесплатная амбулатория; нуждавшимся отпускались обеды.

Кроме уцелевшей при пожаре иконы прп. Онуфрия, среди святынь обители находились: икона вмч. Пантелеимона, сщмч. Ермогена – каждая с частицей мощей; Святой Крест с Афона с частицей Гроба Господня, плащаница Божией Матери из Гефсимании с частицей Ее гроба, икона прп. Серафима Саровского из Саровской пустыни с частицей его мантии. Перед Первой мировой войной в обители насчитывалось более 80 монахов во главе с архим. Сергием (Королевым); десять жили в Белозерском скиту, еще двадцать – в Свято-Ильинской киновии.

Первая мировая война нарушила жизнь обители. 1 августа 1915, совершив последнее богослужение, архим. Сергий с братией покинул ее. Братия нашла приют в Москве, в Богоявленском монастыре, а учебно-просветительские учреждения разместились в наемных помещениях.

В августе 1919 иноки вернулись в обитель, но их ждала трудная участь – в Польше начались гонения на православных. В конце сентября 1919 на несколько месяцев был закрыт собор, чуть позже отобран и обращен в костел приходской храм в с. Яблочно. Монастырь пытались ликвидировать, разместив в нем воинскую часть. В 1922 власти выслали из Польши многолетнего настоятеля – епископа Сергия (Королева), который вскоре стал окормлять русские приходы в Чехословакии. Через два года в монастыре осталось всего 4 монаха, от него отняли большую часть земель, в части зданий разместился детский дом.

В Холмской епархии к 1924 осталось только 26 из 320 довоенных православных приходов. Однако обитель уцелела. Более того, при ней в 1929 открылся дом призрения заштатного духовенства и их близких, а затем – летний лагерь для детей из бедных семей. В 1938 начались новые гонения – в результате, в крае было снесено более 150 православных церквей.

После разгрома немцами Польши Холмщина вошла в состав генерал-губернаторства. По Бугу прошла государственная граница, в монастыре разместились немецкие пограничники. В 1940 была восстановлена Холмская и Подляшская епархия, во главе которой встал известный церковно-политический деятель и украинский националист проф. Иван Огиенко, в 1951 возглавивший с именем Илариона Украинскую Православную Церковь в Канаде. Обитель неоднократно подвергалась реквизициям и нападениям. Так, в ночь с 9 на 10 августа 1942 в ней были сожжены несколько зданий, библиотека и архив и убит один из монахов.

С окончанием войны положение нормализовалось не сразу. В 1945 на обитель напали польские партизаны, а вскоре коммунистические власти закрыли Холмско-Подляшскую епархию. В 1947, в рамках операции «Висла», власти насильственно переселили на присоединенные к Польше западные земли множество православных украинцев, оставив в Люблинском воеводстве всего 8 приходов. Пытались закрыть и единственный в Польше мужской православный монастырь, отняв в 1950 все земли с хозяйственными строениями и имуществом.

Ситуация стала меняться только после возвращения в 1953 в обитель чудотворных икон прп. Онуфрия и Пресвятой Богородицы. В 1955 закончился ремонт сожженного немцами главного келейного корпуса, позже – часовни над Бугом и собора. Когда после 1956 вернуться в родные края удалось части украинцев, в монастыре прибавилось паломников. В 1970-е им управлял архим. Савва (Грыцуняк), ныне предстоятель Православной Церкви в Польше. При нем в 1974–1992 в стенах обители действовала Высшая Духовная семинария.

В 1989 Люблинско-Холмская епархия возродилась в третий раз, и ее возглавил бывший архимандрит, Преосвященный Авель (Поплавский). Два года он управлял епархией, проживая в обители, а затем переехал в Люблин.

В ночь с 21 на 22 сентября 1990 из собора была похищена его главная святыня – образ прп. Онуфрия Великого, который вернули лишь в 1994 году. В 1997 в монастыре насчитывалось 10 монахов, половина которых служила на приходах. Главные праздники в обители – прп. Онуфрия (12 (25) июня), Духов день, Успения Богородицы и Турковицкой иконы Божией Матери (первое воскресенье после 15 июля). В 1999 монастырь стал ставропигиальным. Он остается оплотом Православия в крае, находящимся на границе православного и католического мира.

Адрес: POL-21-526 Jabłeczna

Библиография:

* РГИА. Ф. 799. Оп. 12. Д. 92; Оп. 26. Д. 854; Оп. 33. Д. 2332. Л. 77–103; Ф. 835. Оп. 1. Д. 1091.

Лотоцкий Афанасий. Церковно-историческое и статистическое описание Варшавской Православной епархии. Почаев, 1863. С. 213–225.

Холмский греко-униатский месяцеслов на 1870 г. Холм. С. 95–121.

Корженевский И., прот. История Холмско-Варшавской епархии со времени учреждения архиерейской кафедры в Варшаве до 1876 г. Варшава, 1881.

Варшавский дневник. 1884. № 78, 79.

Петров Н. Холмско-Подлясские православные монастыри – Холмский, Замостский и Яблочинский // Памятники русской старины в Западных губерниях… Вып. 7. Холмская Русь. СПб., 1885. С. 210–216.

Гербачевский Ф. Русские древности и памятники Православия Холмско-Подляшской Руси (Люблинскиой и Седлецкой губ.). Варшава, 1892.

Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь. Супрасль, 1909.

Котлинский Н. А. Яблочинский Свято-Онуфриевский первоклассный мужской монастырь в его прошлом. Холм, 1914.

Григорьев А. Д. К истории Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря. Варшава, 1915.

Любарский С. Яблочинский Свято-Онуфриевский монастырь. Краткая история и современное состояние. М., 1916.

Kuprianowicz G., Lešniewski K. Monaster św. Onufrego w Jabłecznej. Jabłeczna, 1993.

Monaster św. Onufrego w Jablecznej. Białystok, [нач. 1990-х].

Русские храмы и обители в Европе / Авт.-состав. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб.: Лики России, 2005.

Сайты:
География:
Составители:
Дата ввода:

16.12.2013