ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич

Jacovleff A.

А. Е. Яковлев

13 / 25 июня 1887 (С.-Петербург) – 12 мая 1938 (Париж). Живописец, рисовальщик, художник театра, педагог.

Сын лейтенанта флота Евгения Александровича Яковлева (1857–1898), создателя первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе (1889), основателя и владельца Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (ныне завод «Вулкан»), на котором в 1896 совместно с фирмой «Фрезе и Неллис» был создан первый отечественный автомобиль. Мать, София Петровна, урожд. Кузьмина (? – 1939) – доктор математических наук.

В 1904 окончил реальное училище К. И. Мая в Петербурге. В 1904–1905 – занимался в подготовительных Рисовальных классах Я. С. Гольдблата. В 1905–1913 учился в АХ, с 1908 – в мастерской Д. Н. Кардовского. В годы учебы подружился с В. И. Шухаевым, Б. Д. Григорьевым, И. И. Бродским и В. А. Локкенбергом. Лето проводил с сокурсниками в селе Бармино на Волге, писал импрессионистские пейзажи и портреты. Рисовал для журналов «Аполлон» (№ 4. 1910), сотрудничал в журналах «Сатирикон» (1908–1913), «Новый Сатирикон» и «Нива» (1914–1918). Участвовал в отчетных академических выставках, выставках СРХ (1909, 1910) и в «Салоне» В. А. Издебского (1909/1910).

В 1912 его работы, показанные на выставке «Мир искусства», вызвали много откликов в прессе, в том числе восторженную статью А. Н. Бенуа. Был принят в общество «Мир искусства». В ноябре 1913 получил звание художника и заграничное пенсионерство за картину «В бане», выполненную в манере позднего Ренессанса. В 1914–1915 провел полтора года в Италии вместе с Шухаевым, посетил Испанию и Майорку. Вернувшись в Петроград (конец 1915), показал на выставке «Мир искусства» картины «Рыбак», «Портрет аргентинского художника Рауля Етчеварна», «Портрет мексиканского художника Роберто Монтенегро» и «Скрипач», которые были воспроизведены в «Аполлоне».

В 1916 участвовал в оформлении кабаре «Привал комедиантов» (вместе с С. Ю. Судейкиным и Григорьевым), исполнил плафон на тему «Девять муз» для московского особняка Фирсановых (вместе с Шухаевым), создал эскизы росписей для православной церкви Святителя Николая в Бари (Италия) и для зала ожидания Казанского вокзала в Москве. С осени 1916 преподавал рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и в Новой художественной мастерской на Васильевском острове в Петрограде.

В конце 1916 Совет АХ продлил ему заграничное пенсионерство на два года (за графические этюды людей и животных, выполненные в 1913–1916). Командировка была отложена из-за войны.

В 1917 вместе с Кардовским и Шухаевым создал «Цех живописцев св. Луки», в задачу которого входило возрождение профессиональных традиций старых мастеров. В конце лета 1917 отправился в командировку на Дальний Восток, где собирал этнографический материал для украшения Казанского вокзала.

В 1918 как пенсионер АХ уехал в Пекин, путешествовал по Китаю, Монголии и Японии. Изучал китайский и японский театр, исполнил много зарисовок этнографического характера и заказных портретов, а также фотографий. Провел выставку в Шанхае (1919). Решив не возвращаться в Россию, из Китая переехал во Францию.

В 1919 поселился в Париже. Показал работы дальневосточного цикла на персональных выставках в Париже (галерея Barbazanges, 1920 и 1921; совм. с Шухаевым), Лондоне (галерея Grafton, 1920) и Чикаго (Художественный институт, 1922). В 1922 в издательстве Люсьена Вожеля (Вогеля) вышел тиражом 150 экз. альбом, включивший 50 репродукций его картин китайского цикла «Рисунки и живопись Дальнего Востока» (книга оформлена Шухаевым). Одновременно вышел его альбом на темы китайского театра с текстом китайского автора Чжу Ким-Кима.

Исполнил росписи на тему «Триумф кулинарного искусства» в ресторане «La Biche» («Лань») на Монмартре и вместе с Шухаевым расписал концертный зал на улице Pergolese на тему «Сказки Пушкина и музыка». Расписывал частные особняки и писал заказные портреты. Участвовал в парижских салонах, в групповых выставках во Франции и за рубежом. В конце 1921 основал вместе с Шухаевым школу в мастерской на улице Campagne Premièr, 17, на Монпарнасе.

В октябре 1924 – августе 1925 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Африке под руководством Л. Одуэн-Дюбрея и Ж. М. Хаарда (Сахара–Судан–Нигер–Чад–Бельгийское Конго–Мозамбик–Мадагаскар– Экваториальная Африка). Исполнил около 300 картин и рисунков о природе Африки и быте туземцев, а также большой групповой портрет участников экспедиции. В 1926 провел в галерее J. Charpentier большую персональную выставку по итогам африканского путешествия, которая принесла доход в 100 тысяч франков. Достиг популярности и стал кавалером ордена Почетного легиона (1927). Л. Вожель выпустил тиражом 1020 экз. его африканский альбом. В 1928 исполнил иллюстрации к «негритянскому роману» Рене Марана «Батуала» (Maran R. «Batouala»), а спустя десять лет – к роману Пьера Милля «Фели и слоненок М’бала» (Mille P. «Féli et M’bala l’éléphant»).

В 1928 путешествовал по Эфиопии с Генри Ротшильдом. В 1928–1930 изучал древнеримскую живопись в Помпеях и копировал фрески в Неаполитанском музее. Исполнил серию крупноформатных картин на мифологические темы в духе помпейской живописи. Провел совместно с Шухаевым и Григорьевым выставку в Институте Карнеги в Питтсбурге (1927), персональные выставки в Париже (гал. La Renaissance, 1928 и 1930), Брюсселе (1927, 1929).

Участвовал в выставках группы «Мир искусства» (La Boёtie, 1921; Осеннем салоне, 1921; Bernheim-Jeune, 1927, S. Lesniсk, 1928; V. Girchman, январь 1930), выставках русских художников в Лондоне (Whitechapel, 1921), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Амстердаме и Гааге (1924), Париже (V. Girchman, июль 1929, апрель 1930; Quatre-Chemins, 1928; La Renaissance, 1932), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне, США (1932), Праге (1935), в русском отделе международных выставок в Питтсбурге (1924, 1925, 1926), Нью-Йорке (1926), выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928). В 1928 персональная выставка прошла в Ленинграде, в залах АХ (работы из советских собраний и репродукции картин последних лет).

Давал свои картины для благотворительных лотерей, в том числе в пользу Комитета помощи русским писателям и ученым (1928, 1929) и нуждающимся членам общества «Мир искусства» (1930), в пользу общества «Быстрая помощь» (1934), на Балу прессы в пользу Союза русских писателей и журналистов (1937), в пользу Московского землячества (1938).

В 1929 пережил смерть жены – эстрадной певицы и актрисы Беллы Георгиевны Шеншевой (сценический псевдоним Казароза), покончившей с собой в Берлине.

В 1931–1932 участвовал в экспедиции фирмы «Ситроен» по Азии (Сирия–Иран–Афганистан–Монголия–Китай, от Тянь-Цзиня морем до Ханоя и Сайгона; экспедиция была прервана смертью Ж. М. Хаарда). Будучи в Шанхае, встречался с русскими художниками-эмигрантами М. Ф. Домрачевым, Б. А. Хреновым, Н. Е. Эльтековым и Г. А. Сапожниковым. В 1933 галерея J. Charpentier показала около 800 его работ по итогам азиатского путешествия. В 1934 создал декорации к балету «Семирамида» А. Онеггера для труппы Иды Рубинштейн.

Осенью 1934 приехал в США, чтобы возглавить живописное отделение школы Музея изящных искусств в Бостоне. Совершил путешествие по США и Мексике. Провел персональные выставки в бостонском Музее изящных искусств (1934, 1937), Национальном географическом обществе в Вашингтоне (1934), галерее Knoedler в Нью-Йорке (1936), Институте Карнеги в Питтсбурге (1938) и Художественном институте Миннеаполиса (1938).

В 1937 вернулся в Париж. Умер от рака желудка, во время операции. Похоронен на кладбище Пер-Лашез, в том же году перезахоронен на кладбище Данмуа под Парижем (место для захоронения было куплено П. Кастелем).

Несколько работ из мастерской приобрел Люксембургский музей Парижа. Мемориальные выставки прошли в Нью-Йорке (Grand Central Palace, 1939), Бостоне (Vose, 1939 и 1948), Париже (Vendome, 1965) и Версале (M. Blanche – аукцион «„Черный круиз” и негритянское искусство», 1967).

В 1988 в ГРМ состоялась выставка работ Яковлева и Шухаева, приуроченная к столетию со дня рождения художников. Весной 2004 выставка произведений Яковлева, охватывающая разные периоды и разные сферы его творчества в эмиграции более чем за 35 лет, прошла в Музее 1930-х годов в Булонь-Бьянкур близ Парижа. Представлен во многих музеях России, в том числе в ГРМ (23 картины и несколько сотен рисунков).

Брат художника Алексей (1881–1950-е) – архитектор, специалист по строительству театральных зданий, автомобилист и авиатор; после революции эмигрировал в США; сестра Александра (1889–1979) – оперная певица (сценический псевдоним Сандра), с 1930 – солистка Русской оперы в Париже, позже – профессор Русской консерватории имени С. В. Рахманинова.

Библиография:

* РГИА Ф. 789. Оп. 13. 1904. Д. 191; Крадин; Лобанов-Ростовский; ХРЗ; AI 1/725, 2/631, 3/693, 4/592, 6/555, 7/726, 9/434, 11/385, 12/451, 28/492.

Бенуа А. Н. Картина А. Е. Яковлева на выставке «Мир искусства» // Речь. 1913. 7 янв.

Радлов Н. Э. Современная русская графика и рисунок // Аполлон. 1913. № 7. С. 13–19 (с ил.).

Бенуа А. Н. А. Яковлев // Речь. 1916. 18 марта.

Аполлон. 1916. № 8. С. 10–11; 1917. № 2/3. С. 16–17, 22–23 (с ил.); № 8/10. С. 61, 93–94.

Маковский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922. С. 157–158.

А. С. А. Е. Яковлев в Африке // Жар-птица. 1926. № 14. С. 25–31.

И. Ж. Выставка гуашей А. Яковлева // Последние новости. 1927. 28 июня (№ 2288). С. 3.

Яковлев А. Е. Путевые заметки // Вестник знания. 1928. № 11. С. 570-576.

Александр Яковлев: Каталог выставки / Текст Э. Ф. Голлербаха. Л., 1928.

Гаард Г.-М., Одуен-Дюбрей Л. На автомобиле через Африку / Пер. Д. Таубе, предисл Э. Голлербаха. Л., 1929.

Миллиоти Н. Д. Несколько мыслей по поводу выставки А. Е. Яковлева // Числа. 1930/1931. Кн. 4. С. 192–196.

Художник А.Е. Яковлев в Шанхае // Слово (Шанхай). 1932.

Бенуа А. Н. Выставка Александра Яковлева // Последние новости. 1933. 20 мая (№ 4441).

Щербатов С. Рисунки и живопись [С.] Яковлева // Театр и жизнь. 1934. № 56. С. 9–10.

Львов Л. Кончина А. Е. Яковлева // Иллюстрированная Россия. 1938. № 2. С. 5.

Бенуа А. Н. Александр Яковлев // Последние новости. 1938. 4 июня (№ 6272). Бенуа А. Н. А. Яковлев // Русские записки. 1938. Июнь. С. 163–173.

Судейкин С. Александр Яковлев – мастер формы // Новое русское слово. 1938. 21 мая.

Маяковский В. В. Собр. соч.: В 13 т. Т. 4. М., 1957. С. 241.

Кардовский Д. Н. Об искусстве: Воспоминания. Статьи. Письма / Сост. Е. Д. Кардовская. М., 1960. С. 95, 97, 101–102, 122–124.

Раскин А. Шаляпин и русские художники. М.; Л., 1963. С. 26–28.

А. Ш. [Шик А.] По выставкам // Русская мысль. 1965. 9 дек. (№ 2397). С. 5.

Александр Бенуа размышляет...: Статьи, письма, высказывания / Под ред. И. С. Зильберштейна и А. Н. Савинова. М.: Советский художник, 1968. (Указ.).

Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века: Очерки истории и теории. М., 1969. (Указ.).

Александровский Б. Н. Из пережитого в чужих краях. М., 1969. С. 319-320.

Мямлин И. В. И. Шухаев. Л., 1972. С. 15-20, 45-48.

Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки: В 2 т. М., 1974. (Указ.).

Романычева И. Академическая дача. Л., 1975. С. 28-31 (с ил.).

Элизбарашвили Н. О малоизвестных работах А. Е. Яковлева // Искусство. 1977. № 4. С. 62-68.

Игорь Грабарь: Письма. 1917–1941 / Ред.-сост. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. М., 1977. (Указ.).

А. Е. Яковлев. Рисунки: Комплект из 20 открыток / Текст М. Ю. Овчинниковой. Л., 1978.

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.).

Константин Андреевич Сомов: Письма. Дневники. Суждения современников / Сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Н. Подкопаевой и А. Н. Свешниковой. М.: Искусство, 1979. (Указ.).

Русская художественная культура конца XIX–начала XX века. Кн. 4. М., 1980. С. 479 (указ.).

А. И. Савинов: Письма. Документы. Воспоминания / Сост. Г. А. Савинов. Л., 1983. С. 326 (указ.).

Бенуа А. Н. Александр Яковлев // Русская мысль. 1984. 29 ноября (№ 3545). С. 8-9; 1984. 6 дек. (№ 3546). С. 8-9; 1984. 13 дек. (№ 3547). С. 8-9.

Письма В. И. Шухаева А. Е. Яковлеву из Италии и Петербурга / Публ. и вступ. ст. Н. А. Элизбарашвили // Панорама искусств. Вып. 8. М., 1985. С. 173-190.

Яковлева Е. «Это было счастливейшее время…»: К истории создания двойного автопортрета А. Яковлева и В. Шухаева «Арлекин и Пьеро» // Нева. 1987. № 8. С. 271-276.

Богородский Ф. Воспоминания. Статьи. Выступления. Письма / Сост. С. В. Разумовская. Л., 1987. (Указ.).

А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев: К 100-летию со дня рождения: Каталог выставки. ГРМ / Сост. Н. И. Уварова и др. Л., 1988.

Бабияк В. А. Е. Яковлев // Искусство. 1988. № 8.

Милашевский В. А. Вчера, позавчера...: Воспоминания художника. М., 1989. (Указ.).

Щербакова Г. Художник-атташе // Художник. 1990. № 8. С. 36-53.

«Мы – Ваши ученики»: Письма А. Е. Яковлева и В. И. Шухаева Д. Н. Кардовскому (1923–1934) / Публ. и примеч. Е. Яковлевой // Искусство Ленинграда. 1991. № 1. С. 76-89; № 2. С. 67-79.

Подземская Н. Живопись Александра Яковлева в Милане // Русская мысль. 1995. 1–7 июня (№ 4080). С. 15.

Русский Париж. 1910–1960. ГРМ: Альманах. Вып. 35. СПб., 2003. С. 202–205 (илл.).

Авдюшева-Лекомт Н . А. Александр Яковлев в Бельгии // Зарубежная Россия. 1917–1945: Сб. ст. Кн. 3. СПб., 2004. С. 354-360.

Толстой А. Времена и странствия Александра Яковлева // Новая Юность. 2004. № 2 (65).

Вихорева Л. В. Александр Яковлев. Ч. 1, 2 // Антикварное обозрение. 2004. № 1-2. С. 40-43; № 3. С. 12-17.

Махров К. Александр Яковлев. «Любовь к портретам и пейзажам» // Антикварное обозрение. 2004. № 3. С. 18-19.

Сеславинский М. В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века. М., 2010. С. 446-487, 497.

Василий Шухаев. Жизнь и творчество / Сост. Н. Элизбарашвили, научн. ред. Е. П. Яковлева. М., 2010 (С. 75-82 – Письма В. И. Шухаева к А. Е. Яковлеву; С. 138-143 – Воспоминания В. И. Шухаева о А. Е. Яковлеве).

The Studio. 1920. Vol. 80. P. 23-24, 27-28.

Ciolkowska M. A. Iacovleff // The Studio. 1922. Vol. 84. P. 162-166.

Valotaire M. Alexander Iacovleff // The Studio. 1926. Vol. 92. P. 307-315.

Mille P. L’œuvre africain d’Alexandre Iacovleff // Art et Décoration. 1926. Vol. 49. P. 183-192.

Valotaire M. Alexander Iacovleff’s mural paintings // The Studio. 1927. Vol. 94. P. 3-10.

Birnbaum M. Alexander Jacovleff // Art in America. 1945. Vol. 33, April. P. 64-83.

Birnbaum M. Jacovleff and Other Artists. New York, 1946.

Alexandre Jacovleff. Paintings and Drawings / Text by Didier Aaron: [Catalogue]. A La Vieille Russie. New York, 1993.

Haardt de La Baume C. Alexandre Iacovleff: L'Artiste voyageur. Paris, 2000.

Alexandre Iacovleff. Itinérances. [Musée des années 30: Catalogue. Paris: Somogy – Editions d’Art, 2004].

Альбомы:

Les dessins et peintures d’Extrême Orient d’Alexandre Iacovleff. Paris, 1922.

Le théâtre chinois: Peintures, sanguines et croquis d’Alexandre Iacovleff. Paris, 1922.

Alexandre Iacovleff: Dessins et peintures d’Afrique. Paris, 1927.

Alexandre Iacovleff et Serge Eliseeff. Le Théâtre Japonais (Kabuki). Paris, 1933.

Alexandre Iacovleff: Dessins et peintures d’Asie. Paris, 1934.

Библиотека
сайта:
Архивы:
Произведения:
Связи:
География:
Составители:
Дата ввода:

07.02.2012