ЮРЬЕВИЧ Сергей Александрович, князь

Yourievitch Serge, prince

С.А. Юрьевич. 1905

19/31 марта 1876* (Париж) – 18 декабря 1969 (Париж). Скульптор и ученый-психолог.

Сын помещика Аткарского уезда Саратовской губ. Александра Семеновича Юрьевича (1853–1902, Париж), внук генерала от инфантерии Семена Алексеевича Юрьевича (1798–1865), одного из воспитателей цесаревича Александра; племянник исторического романиста С.М. Загоскина.

Часть юности провел в Париже. В 1895 окончил Александровский лицей в Санкт-Петербурге и в том же году уехал в Париж, чтобы продолжить образование в престижной частной Свободной школе политических наук (École Libre des Sciences Polititiques). С 1896 находился на службе в Российском посольстве в Париже. Активно занимался подготовкой участия России во Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Интересовался вопросами защиты прав женщин женщин, был в составе российской делегации на Первом международном конгрессе по борьбе с торговлей женщинами в Лондоне (1899), содействоввал образовнию Российского общества защиты женщин (1900).

Особый его интерес вызывали исследования в области психологии. Был среди главных инициаторов Международного Психического института, учрежденного в августе 1900 (с 1904 – Институт общей психологии). Активно участвовал в деятельности Института вплоть до его закрытия в 1933, стал его вице-президентом, проводил научные исследования, принимал участие в работе шести Международных психологических конгрессов. В 1929 получил патент на прибор, регистрирующий движение глаз.

В 1903 на отдыхе в Швейцарии начал рисовать, пробуя себя в разных техниках – масляной живописи, акварели, пастели, гравюры и несколько позже в Риме увлекся скульптурой. По возвращении в Париж снял студию в отеле «Бирон», расположенную над студией Огюста Родена. Познакомившись с ним, стал его учеником, выставлял скульптуры в салоне Независимых, при этом не оставляя карьеру дипломата и исследования в области психических явлений. Статский советник (с 1911), камергер (на 1916). В 1900, в канун окончания Всемирной выставки в Париже стал кавалером французского Ордена Почетного легиона; в 1913 – офицером Ордена.

В апреле 1911 в Санкт-Петербурге женился на Елене Ивановне Попович-Липовац, дочери генерала от инфантерии ученого-этнографа и литератора Ивана Юрьевича Попович-Липоваца и кузины Елены Черногорской – будущей королевы Италии и Албании. От этого брака у супругов были дочери Елена (род. в 1913; художник, работала в США, затем в Англии) и Ника (Юрьевич-Халтон, 1916–1995).

С началом Первой мировой войны был вынужден вновь вернуться в Россию, чтобы позаботится о своей семье, находившейся в то время в Саратовской губернии, в имении Елизаветино, доставшемся ему после смерти отца. О кратком времени, проведенном в России после революции 1917 года, известно, что исполненный им проект памятника английскому философу и социалисту Роберту Оуэну, был включен новой властью в план монументальной пропагады.

В 1918 окончательно покинул Россию и обосновался в Париже, где посвятил себя художественному творчеству. Содействовал в создании Музея Огюста Родена в отеле «Бирон» (открыт в 1919). Неоднократно посещал Англию и США. Провел персональные выставки в Париже – в галерее Barbazanges (1920; рисунки и скульптура) и в помещении Торгово-промышленных собраний (1922). Почти ежегодно выставлялся в парижских салонах – Осеннем и Национального общества изящных искусств. Участвовал в выставках русских художников в галерее Whitechapel в Лондоне (1921); Salle Yteb в Париже (1932) и Булонь-Бийанкуре близ Парижа (1935). Исполнил скульптурные портреты: историка Казимира Валишевского (1920), востоковеда В.В. Голубева (1924), романиста и поэта Томаса Харди (1924, для Дома писателя в Дорчестере, графство Дорсет, Англия), изобретателя кинематографа Луи Жана Люмьера (1924), королевы Румынии Марии, директора галереи Wildenstein Дж. Странского и др. В 1927 путешествовал по Абиссинии и Египту, выполнил ряд скульптур по впечатлениям от поездки («Африканская девушка», «Феллах», бюст национального лидера Египта Саада Заглула). Его работы были приобретены муниципалитетом Парижа для Пти Пале (фигура танцовщицы Н. Натовой, 1923), Люксембургским музеем Парижа (бюст философа Э. Бутру и композиция «Золотой телец»).

В 1930 приехал с женой в Нью-Йорк, где познакомились с губернатором Нью-Йорка Франклином Рузвельтом, будущим президентом США, исполнил его скульптурный портрет. Провел персональные выставки в Чикаго (1930/1931, Художественный институт) и Нью-Йорке (1931, Бруклинский музей; с выставки бронзовую голову индейца приобрел Художественный музей Филадельфии, а бронзовый бюст коллекционера Джона Геллэтли – Смитсоновский музей американского искусства).

В марте 1940, перед самой войной, вместе со старшей дочерью Еленой вновь выехал в США, где заключил ряд контрактов на выполнение скульптурных работ. Жена осталась во Франции, пережив невзгоды оккупации.

По окончании войны вернулся в Париж. Часто навещал в Англии младшую дочь Нику, которая после замужества поселилась недалеко от Лондона. Там обратил внимание на скульптурные работы одиннадцатилетней Лорны МакКин (Lorne McKean), которая стала его ученицей, а к 1972 – известным мастером, членом Королевского общества британских скульпторов.

Похоронен на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. В 1996 на аукционе Друо в Париже состоялась распродажа работ из его мастерской.

(*) Год рождения указан по метрическому свидетельству, на надгробии – 1876.

Библиография:

* Неизвестная Россия, 324‒325; AI 1/1357, 2/1356.

Савельева Е.К. Коллекции Юрьевичей и Васильчиковых // Дворянские усадьбы Саратовской губернии. Саратов, 1998. С. 29–41.

Рерих Е.И. У порога Нового Мира. М., 2000. С.274–275.

Вихров В.В. Сергей Александрович Юрьевич – дипломат, ученый, скульптор // Алексей Боголюбов – художник, просветитель, меценат. XIV Боголюбовские чттения. Матер. Всерос. научн. конф. Саратов, 2014. С. 190–196.

Вихров В.В. Сергей Александрович Юрьевич: Россия, Франция, Америка. // Культурное наследие Российского государства. Выпуск VII. СПб.: ВООПИК, 2018. С. 515–527.

Вихров В.В. О дворянском роде Юрьевичей // Саратовский краеведческий сборник: Научные труды и публикации. Вып. 6. Саратов, 2018.

The Studio. 1924. Vol. 88. P. 47, 49, 289; 1927. Vol. 94. P. 217.

Yourievitch to Hold Exhibition // Art News. 1931. Vol. 29, March 21. P. 17.

Free of Rodin // Art Digest. 1931. Vol. 5, Apr. P. 11.

S. Yourievitch: American Creations. 1920–1930 / Text by G. Mourey. New York, s. a.

Произведения:
Приложения:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Julia&Keld за предоставленную фотографию.

Дата ввода:

07.02.2011