ЛОХОВ Николай Николаевич

Lokhoff Nikolai

Н.Н. Лохов. 1937

8/20 декабря 1872 (Псков) – 7 июля 1948 (Флоренция). Живописец-копиист, реставратор.

Из купеческого сословия, сын потомственного почетного гражданина Николая Александровича Лохова. В 1882 поступил в подготовительный класс Псковской губернской гимназии, где с перерывами по болезни учился до 1891. Затем перевелся в 8-ю гимназию Императорского Человеколюбивого общества в Санкт-Петербурге, которую окончил в 1893. В том же году поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, в последующие годы по разным причинам несколько раз увольнялся и вновь восстанавливался в университете, в марте 1899 был окончательно уволен за участие в студенческих беспорядках. 13 октября 1900 был приговорен к высылке в Астраханскую губернию под гласный надзор полиции на четыре года, но скрылся за границу. Жил в Швейцарии, где встречался с Лениным. Был членом РСДРП, возглавлял заграничную редакцию газеты «Рабочее дело», которая полемизировала с ленинской «Искрой». После II съезда РСДРП в Брюсселе (1903); вместе с другими русскими революционерами был выдворен из Бельгии, перебрался в Лондон, а оттуда – в Париж. Зарабатывал на жизнь продажей своих картин. К этому времени был женат на Марии Митрофановне Сизарёвой. В 1905 в Париже у них родился сын Борис, в 1915 появилась дочь Лидия (Лохова-Кручани).

В 1906 вернулся в Россию. К тому времени разочаровался в революционных идеях, отошел от политической деятельности и посвятил себя искусству. Главной целью жизни стало создание для России галереи копий фресок и картин мастеров итальянского Возрождения. Идея была поддержана директором московского Музея изобразительных искусств имени Александра III И.В. Цветаевым. Финансовую поддержку оказали В.В. Якунчиков и «Общество друзей идеи Лохова» – художнику был выдан аванс для написания 70 копий и пособие для существования за границей.

В 1907 выехал с семьей в Италию и обосновался во Флоренции. До 1912 на основании специального сертификата от ИАХ исполнил 9 из 70 намеченных «воспроизведений» (мастер избегал термин «копия»). Добивался высокой точности копирования. Изготавливал грунт и краски по старинным рецептам, повторял фактуру произведения, характер мазка, последовательность наложения красочного слоя и лессировок, индивидуальные технические приемы копируемого живописца. В годы Первой мировой войны оказался отрезанным от России, перестал получать пособие, бедствовал, но продолжал работать, не оставляя мечту передать на родину коллекцию своих «воспроизведений».

В 1920-е начал профессионально заниматься реставрацией и получал заказы от итальянского правительства (в частности, реставрировал фрески Фра Анджелико во дворе монастыря Сан Марко). В 1924–1925 в качестве эксперта по старой итальянской живописи несколько раз посетил Париж. В 1927–1928 продал несколько воспроизведений музеям и частным коллекционерам, но проданные картины обязательно повторял, заботясь о целостности коллекции. В это время ему помогала художница О.М. Бернацкая. В 1935 познакомился с художником и искусствоведом Э.Э. Преном; эта встреча положила начало их многолетней дружбе. В 1930-е писал пейзажи центральной Италии (сохранилось около десяти).

Жил во Флоренции на via della Robbia, 78 (ныне номер 98). Похоронен на некатолическом кладбище Аллори во Флоренции.

Наследники художника через посольство в Риме предложили СССР приобрести коллекцию копий, но советская сторона отказалась. Тогда при содействии искусствоведа Бернарда Беренсона, двадцать две изготовленные копии были приобретены Хелен Фрик, дочерью американского коллекционера Генри Клея Фрика, которая подарила их университету в Питтсбурге, шт. Пенсильвания, и финансировала строительство для них особого музейного пространства в здании Изящных искусств имени Г.К. Фрика, названного Галереей Лохова. В 2017 на здании Псковской гимназии, где учился художник, водружена мемориальная доска в его честь.

Библиография:

† ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 30023 (личное дело).

Муратов П. Римские письма. Лохов // Последние новости (Париж). 1926. 11 февр.

Щербатов С. Редкий дар: (Памяти Николая Лохова) // Русская мысль (Париж). 1948. 23 июля. С. 5.

Оттокар Н. Памяти худ. Лохова. Письмо из Флоренции // Русские новости (Париж). 1948. 30 июля.

Оболенский В. Памяти Н.Н. Лохова // Русская мысль (Париж). 1948. 20 авг. С. 5.

Щербатов С. Флоренция. Лохов // Новый журнал (Нью-Йорк). 1963. № 74. С. 276–280.

Галерея Лохова в Питтсбурге // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1966. 16 сен.

Богородский Ф.С. Воспоминания. Статьи. Выступления. Письма / сост. С.В. Разумовская. Л., 1987.

Климов Е.Е. Встречи в Петербурге, Риге, Русском Зарубежье: Из воспоминаний художника. Рига, 1993. С. 62–66.

Левин Н.Ф. Из рода купцов Лоховых // Новости Пскова. 26 апр. 1995. С. 4.

Талалай М.Г. Человек Возрождения (художник Н.Н. Лохов) // Псков. 2002. № 1. С. 149–157.

Пайман А. Эрик Прен // Наше наследие. 2008. № 86.

Талалай М. Русская церковная жизнь и храмовое строительство в Италии. СПб., 2011. С. 84, 290.

Климов Е. Николай Лохов: Псковская земля – общая любовь // Псковский летописец. №1 (9). 2014. С. 102–154.

Вересова Т.В., Талалай М.Г. Человек Ренессанса. Художник Николай Лохов и его окружение. М., 2017.

Berenson M.L. Reconstructor of Old Masterpieces // American Magazine of Art. 1930. Vol. 21, Nov. P. 628–638.

Hovey W.R. The Nicholas Lochoff Cloister of the Henry Clay Frick Fine Arts. Building. Pittsburg. 1967.

Библиотека
сайта:
Связи:
География:
Составители:
Благодарности:

Тамаре Васильевне Вересовой (Псков) и Михаилу Григорьевичу Талалаю (Милан) за ценные дополнения.

Дата ввода:

13.04.2011