ПЛАТУНОВ Константин Николаевич

Platounoff Constanine

21 января 1885 (Котельнич, Вятская губ.) – 1965 (Брюссель). Инженер, живописец, график, иллюстратор, издатель.

Приехал в Бельгию из Санкт-Петербурга в сентябре 1909 для поступления в университет г. Льежа на горный факультет. Инженер-электрик, преподавал в Свободном университете Брюсселя в 1920–1930-е, изучал аэродинамику, опубликовал ряд работ, в частности, исследование о новых принципах стабилизации летательных аппаратов (Pneumostabilisateur universel, 1922) и о безмоторных летательных аппаратах (Les avions sans moteur, 1923), получил ряд патентов на изобретения. Член Общества технических инженеров Бельгии, участник и докладчик конгресса в 1938.

Сторонник философии спиритуализма, возглавлял редакцию журнала «Глагол: центральный орган объединения русских спиритуалистов» в Брюсселе (1939); в 1930– 1950-е выступал с бесплатными лекциями о древних индийских религиях, восточной метафизике, о скрытом смысле «Божественной комедии» Данте и др. В 1930-е лекции проходили в помещении редакции журнала «Восточно-европейский вестник» («Revue de l’Europe orientale»), предоставленного главным редактором Алексеем Мартыновым. Выступления транслировались по брюссельскому радио, иногда сопровожались музыкой молодого композитора, сына художника и будущего архитектора Игоря Платунова.

Увлекался философией масонства, с 1950 возглавлял бельгийскую ветвь массонской ложи Memphis Misraïm-Rite. Имел свое издательство, в котором печаталась изотерическая и философская литература русских и европейских авторов, в т.ч. основанный им в 1936 журнал «La Somme artistique», посвященный метафизике и философии искусства.

В эссе «Долой большевизм!» («A bas le bolchevisme!», 1919) смело высказал свою антибольшевистскую позицию; автор сатирической драмы в 3-х актах «Проститутки прессы» («Prostituées de la Presse»), опубликованной в журнале «Le satirique: journal patriotique illustré» (№ 1, декабрь 1918). Издал сборник своих публикаций разных лет под общим названием «Meta-art» (1940).

Духовные искания воплощал в живописи, разработал теорию «идеографического искусства». Автор пейзажей, портретов, фигуративных и абстрактных композиций, наполненных масонской символикой; применял средства декоративной живописи и стилизацию, четкую линию, плоские цветовые поверхности, чистые цвета. Во всех публикациях рисунки, иллюстрации, заставки выполнял самостоятельно.

Провел ряд персональных выставок в Брюсселе, в частности, в Mundaneum (1954). Жан Малинже (Jean Mallinger), доктор юридических наук, адвокат Апелляционного суда Брюсселя, прочитал доклад о творчестве Платунова-художника в «Cercle d’études de Bruxelles» (1964).

Кавалер высшей награды Королевства Бельгия за выдающиеся заслуги – ордена Леопольда (1969).

Библиография:

† Частный архив Е. П., США; AGR. Dossier d’étranger № 906818.

Annuaire général des Beaux-Arts de Belgique: T. I. P.129; T. II, 1930–1931. P. 230; T. III, 1932-1933. P. 391; T. IV, 1935. P. 267; T. V, 1936. P. 212.

Le Soir, 4.1.1930, 13.12.1931, 24.10.1931, 8.3.1936, 11.4.1937, 22.03.1938, 18.11.1947, 18.01.1948, 22.09.1954, 24.02.1955, 15.03.1957, 04.04.1964, 8.03.1969.

Piron P. Dictionnaire des artistes plasticiens de Belgique des XIXe et XXe siècles. 3 Vol. 3. Bruxelles: Art in Belgium, 2003. P. 303.

Соч.:

Prostituées de la Presse // Le satirique: journal patriotique illustré. № 1. Décembre 1918. Р. 2–4.

A bas le bolchevisme! Bruxelles: impr. Breuer, 1919.

Meta-art. Essai sur la métaphysique de l'art. Bruxelles: La Somme artistique, 1940.

La Somme artistique. Revue trimestrielle consacrée à l'étude de l'essence, de la substance et des accidents de l'art / Directeur: C. Platounoff. Bruxelles, 1936.

География:
Составители:
Дата ввода:

31.07.2018